Культура номадов (кочевников) все еще остается малоизвестной миру. Исправить этот пробел недавно предложил Президент РК Касым-Жомарт Токаев, обратившись к народу страны со своим ежегодным Посланием с трибуны Парламента. Он поручил Правительству сосредоточить усилия на развитии туристического потенциала республики путем создания прорывных проектов. Своим видением того, как сделать туристическую отрасль более эффективной, в интервью «НП» поделился Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Казахстане Марко Альберти.
Terra incognita, terra di frontiera
«Казахстан - великолепная страна, которая может предложить многое из того, что сегодня хочет большинство современных туристов: новый опыт, открытие и исследование новых стран, культурный обмен с людьми разных культур. В этом отношении ваша республика имеет большой потенциал, который, к сожалению, недостаточно известен за рубежом», - с этих слов началась наша беседа с Чрезвычайным и Полномочным Послом Италии в Казахстане Марко Альберти, тезкой и соотечественником всемирно известного путешественника Марко Поло, когда-то прошедшего через Великую степь.
Собеседник тут же привел пример, доказывающий, почему для массовых зарубежных туристов земля кочевников до сих пор остается terra incognita, что в переводе с итальянского означает «неизвестная земля».
По его словам, свою востребованность показал прямой рейс Милан - Алматы - Милан, выполняемый итальянской компанией Neos с июня 2023 года. С апреля по сентябрь 2023 года количество пассажиров составило 40 тысяч, а к концу текущего года эта цифра может достичь отметки в 50 тысяч. Менеджеры Neos уже изучают возможность, как увеличить частоту рейсов по этому маршруту.
«Однако есть один парадокс: рейс Алматы - Милан полон казахстанцами, которые едут в Италию с туристическими, деловыми или другими целями. Зато итальянцев и европейцев, прилетающих в Казахстан, по-прежнему очень мало», - отметил посол в беседе с корреспондентом «НП» в кулуарах I Международного форума по развитию туризма в Казахстане, который прошел недавно в городе Актау.
По словам итальянского дипломата, прямой рейс Алматы - Милан - Алматы пока недостаточно используется для привлечения в Казахстан не только итальянских туристов, но и людей из других стран Европы.
«Сегодня авиасообщение является одним из ключевых условий для привлечения туристов и иностранных инвестиций. Мы усердно работали над созданием прямого воздушного сообщения, которое будет полезно для развития въездного и выездного туризма, бизнеса и культурного обмена. Рейс успешен. И теперь мы приглашаем казахстанские власти и заинтересованные стороны, в том числе туроператоров, воспользоваться такой возможностью и использовать этот рейс для позиционирования и продвижения Казахстана как на итальянском, так и на европейском рынках», - подчеркнул Марко Альберти.
- Господин посол, вы были в числе основных докладчиков на I Международном форуме по развитию туризма в Казахстане, в котором приняли участие более 300 специалистов и экспертов отрасли. В выступлении вы поделились опытом своей страны и видением развития казахстанского туризма, на чем, кстати, в последнее время акцентируют внимание власти республики. Можете ли вы рассказать об этом подробнее нашим читателям?
- Люди, по крайней мере в Италии, любят открывать для себя новые горизонты, и Казахстан - один из них. Как я уже сказал выше, туристический потенциал вашей страны недостаточно известен во всем мире, но именно этот факт открывает большой простор для взаимовыгодного сотрудничества. Италия является мировым лидером в сфере туризма. По данным Всемирного совета путешествий и туризма (World Travel&Tourism Council - WTTC), в 2023 году мы ожидаем более 440 миллионов посетителей, из которых 127 миллионов - иностранные туристы. Это повлияет на национальный ВВП, который может достичь 10 процентов. И мы готовы делиться опытом и знаниями на взаимовыгодной основе.
- Названные вами цифры, которые туризм приносит в бюджет вашей страны, впечатляют. Глава нашего государства считает, что потенциал Казахстана не используется в полной мере. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы со временем не только нефть и газ, но и туризм мог приносить стране ощутимую прибыль?
- Как и любая другая отрасль, туризм требует стратегии, направленной на позиционирование страны через национальный брендинг. Но для него необходимы инвестиции в соответствии с приоритетами, обозначенными в стратегии. И последнее, но не менее важное: необходимо тесное государственно-частное сотрудничество. Правительство несет ответственность за создание привлекательной нормативно-правовой базы и составление бюджета плана, но одних общественных усилий недостаточно. Предпринимательская инициатива и частные ресурсы одинаково важны для повышения конкурентоспособности туризма.
- Объясните, что вы имеете в виду.
- Привлекательные направления являются ключевыми, но недостаточными. Важно понять смысл того, что поднимает предложенные услуги от среднего уровня до превосходного. Это создание современных и эффективных «туристических комплексов», которые не только включают инфраструктуру - комфортные автомобильные дороги, железные дороги и аэропорты, но также обеспечивают доступность туристических направлений. Туризм - это индустрия, основанная на наличии таких обязательных и базовых услуг, как пункты скорой медицинской помощи, кемпинги, небольшие гостиницы, компании по прокату автомобилей, рестораны или кафе и даже… биотуалеты. Все это имеет значение. Понятно, что требует времени, но, если новый Казахстан захочет, это будет возможно.
- Уточните, что вы подразумеваете под понятием «национальный бренд».
- Брендинг нации - это не просто создание симпатичного логотипа. Это подразумевает разработку прочной, ориентированной на будущее стратегии позиционирования страны в мире. С точки зрения эффективности туризма национальный бренд более выгоден, чем отдельные пиар-кампании по продвижению отдельных направлений. Повышение имиджа национального бренда оказывает положительное влияние на всю страну. Кроме того, такое продвижение страны может стимулировать рост малого и среднего бизнеса. Национальный бренд - это ценность, которая создает новую ценность.
- Можете ли привести примеры, каким мог бы быть национальный бренд Казахстана.
- Целью национального брендинга является наилучшее позиционирование страны в мировой системе с учетом ее сильных и слабых сторон. Я не эксперт, но культура кочевников, например, является мощной движущей силой, превращающей казахское гостеприимство в опыт привлечения туристов. Тут еда и культура тоже могут быть интересны, поскольку Казахстану есть что предложить. Спорт также является платформой для развития туризма. Конечно, не все делают деньги, но без них любые амбиции остаются идеями. Для воплощения амбиций в проекты необходима финансовая поддержка, а также квалифицированные человеческие ресурсы.
- На что еще, по вашему мнению, следует обратить внимание для развития туризма в Казахстане?
- Как уже было сказано, улучшение авиаперевозок является приоритетом для поддержки въездного, а также внутреннего туризма. За последние годы Казахстан многое сделал, но не надо останавливаться, нужно и дальше совершенствоваться. Как любая другая высококонкурентная отрасль, туризм требует прочного синергизма для максимизации воздействия ресурсов. Например, серия инициатив под названием «Продвижение Италии через продвижение Казахстана», которую посольство Италии запустило в прошлом году. Мероприятия, направленные на продвижение итальянской культуры и одновременное продвижение туризма в Казахстане. В прошлом году при поддержке Qazaq Tourism пригласили итальянского пианиста Алессандро Мартире для выступления в Чарынском каньоне, который является одним из самых красивых природных ландшафтов страны. Мы сняли видеоклип, который стал вирусным в социальных сетях, собрав более 2700 человек. Концерт Мартире прошел и в Астане.
Другим примером может быть сочетание туризма и спортивных мероприятий мирового уровня, таких как Moto GP или «Игры кочевников».
В-третьих, использование цифровых технологий и искусственного интеллекта открывает множество возможностей. Согласно Инициативе цифровой трансформации Всемирного экономического форума, цифровая трансформация туризма, включая использование искусственного интеллекта, принесет 700 миллиардов долларов США прибыли клиентам и обществу во всем мире. Искусственный интеллект может и должен использоваться для настройки предложений, помощи и общения, извлекая уроки из каждого из этих взаимодействий и улучшая будущее сотрудничество. Кроме того, цифровые технологии, и особенно искусственный интеллект, могут помочь государственным учреждениям и туристическим компаниям улучшить анализ данных, расчеты и решение проблем.
В-четвертых, создание (или продвижение) туристических кластеров как на национальном, так и на региональном уровне. Такие кластеры улучшают позиционирование территорий, помогают закрепить положительный имидж, позволяют персонализировать туристические предложения как внутри страны, так и за рубежом. Помимо национальных кластеров, кластер всей Центральной Азии мог бы принести пользу Казахстану и четырем другим республикам региона.
- Объединение туристического потенциала всех республик Центральной Азии уже давно обсуждается на высоком уровне, но пока мы только в начале пути…
- На протяжении веков Центральная Азия, включая Казахстан, была землями перехода, территориями, где люди путешествовали, встречались с другими людьми, обменивались культурой, взаимно обогащались. Мобильность отмечает и наше время. Путешествия стали необходимостью для формирования идентичности людей, в то время как туризм, выходящий далеко за рамки его коммерческого воздействия, является инструментом укрепления связей между людьми, культурного обмена, расширения позитивного взаимодействия, а также позитивной межрегиональной взаимозависимости. В мире, который постоянно находится в движении, Казахстан движется быстро. Если страна захочет и Правительство вас поддержит, вы скоро сможете стать мировым лидером в туризме.
Фото автора