Индустриальный туризм звучит не так романтично, как пляжи Бали или горы Швейцарии. Но на самом деле это один из самых интересных и перспективных видов туризма нынешнего века. Люди по всему миру все чаще выбирают не только отдых, но и опыт, скажем, заглянуть за кулисы производства, увидеть, как создаются вещи, которыми они пользуются каждый день. И Казахстан здесь может предложить куда больше, чем кажется на первый взгляд
Что это такое и зачем он нужен
Путешествия по действующим или бывшим промышленным объектам: заводам, шахтам, электростанциям, металлургическим комбинатам, транспортным узлам — это и есть индустриальный туризм. Нет, это не сталкерство, а вполне законное мероприятие. Люди приезжают, чтобы увидеть технологические процессы, почувствовать «пульс индустрии», понять, как устроена экономика страны.
В Европе индустриальный туризм давно стал не просто модой, а частью культурного кода. В Германии, например, заброшенные шахты Рурского региона превратили в огромные арт-пространства и музеи. В Великобритании можно спуститься в настоящие угольные шахты, а во Франции пройтись по винным и сырным производствам, которые принимают туристов с экскурсией и дегустацией.
Для Казахстана это направление — новая возможность показать себя с другой стороны не только как страну степей и кочевников, но и как промышленную державу с богатой историей и амбициозным будущим.
Где в Казахстане уже можно увидеть индустрию вживую
Карагандинская область. Некогда источник черного золота советской индустрии сегодня открывает шахты и угледобывающие комплексы для посетителей. Здесь можно увидеть, как добывается уголь, посетить музеи горняков и даже спуститься в учебную шахту. Для тех, кто ищет аутентичный опыт, это впечатление, которое не забывается. А еще это история казахстанской «магнитки», химзавод в Караганде, шинный завод в Сарани и музей жертв политических репрессий в поселке Долинка. Все они вошли в маршрут «Индустриальная Караганда».
Павлодар. Химия, алюминий и энергия. Это пример современной промышленности. Здесь работают нефтеперерабатывающий и алюминиевые заводы, ТЭЦ, которые можно посетить с экскурсиями. Для школьников и студентов это буквально урок экономики на местности, а для иностранцев — возможность увидеть, как Казахстан превращается в технологического игрока региона.
Экскурсия позволяет увидеть весь процесс производства глинозема и алюминия на каждом этапе. На Павлодарском алюминиевом заводе посетителям показывают горную технику грузоподъемностью более 90 тонн, склад на 600 тысяч тонн сырья, вращающиеся горизонтальные печи с температурой внутри до 1200 °C и уникальные рукавные фильтры. На Казахстанском электролизном заводе можно оценить масштабы огромной печи обжига, высокоамперные электролизеры с температурой до 958 °C, посмотреть процесс разлива жидкого алюминия по «изложницам» и слитки металла весом в 20 килограммов.
Экибастуз. Город энергий и промышленных гигантов. С обзорной площадки угольного разреза «Богатырь» открывается панорама на карьер, по краям которого идет железная дорога, вывозящая уголь. Рядом находится музей под открытым небом с техникой, которая раньше помогала добывать уголь в «Богатыре». Кстати, сюда школьников на экскурсию привозили еще в советское время. Там есть что посмотреть. Это самый большой угольный разрез в мире. Иностранцы приходят в восторг.
А вот трубы Экибастузских ГРЭС-1 и ГРЭС-2 буквально вонзаются в небо. И тут не обошлось без рекорда. Согласно данным Книги рекордов Гиннесса, Экибастузская ГРЭС-2 обладает самой высокой в мире трубой. Ее высота — 420 метров. Это выше, чем Эйфелева башня в Париже, Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке и московские башни «Федерация».
Атырау. Нефтяной центр страны. Этот город на Каспии может стать «казахстанским Хьюстоном». Здесь интересен не только нефтепромысел, но и то, как нефтяная индустрия влияет на развитие города, экологии и инфраструктуры. Организованные туры на предприятия и научно-образовательные центры могут привлечь иностранных специалистов и инвесторов.
Балхаш. Металлургия и экология. Балхашский медеплавильный комбинат и одноименное озеро рядом — это контраст, который заставляет задуматься. Туристические маршруты могут объединять промышленную и экологическую тематику: как технологии и природа могут сосуществовать.
Четыре года назад в Актобе стартовал первый промышленный тур на Актюбинский завод ферросплавов. Экскурсия рассчитана на полтора часа и начинается с инструктажа по технике безопасности. Туристам показывают в работе печь «Комсомолка», которая 78 лет назад выдала первый казахстанский феррохром. Посетители могут увидеть и современные печи в новом цехе, проедут до цеха отгрузки, посмотрят, как работает вагоноопрокидыватель, и узнают, что делают на заводе с производственными отходами. А еще туристы могут подержать в руках лучший в мире феррохром разной фракции, который используется даже в космических аппаратах. Кстати, можно никуда и не ездить, а посмотреть виртуальную экскурсию.
Почему индустриальный туризм выгоден
Для государства и бизнеса индустриальный туризм не бизнес в чистом виде и не развлечение, а в первую очередь имидж страны. Казахстан демонстрирует себя как современную развивающуюся индустриальную державу. Есть и экономический эффект: новые рабочие места, малый бизнес, сервисы для туристов. Несомненно, такие экскурсии в основном направлены на молодежь, которая воочию может увидеть свое будущее, мотивируя молодых людей выбирать инженерные и технические профессии.
И, конечно, это перспективы инвестиций: иностранные специалисты, посещая заводы и комплексы, могут рассмотреть возможности для сотрудничества.
Мировой опыт
В Японии заводы стали «ночными достопримечательностями»: туристы приезжают, чтобы наблюдать сияющие в темноте промышленные пейзажи, напоминающие футуристические города.
В Чехии старые пивоварни превратились в музеи с дегустациями, а бывшие угольные шахты — в выставочные центры и даже концертные площадки.
В Польше индустриальные маршруты включены в национальные туристические программы, и государство активно поддерживает переоборудование старых производств под музеи.
Перспективы на завтра
Казахстан только делает первые шаги в этом направлении благодаря прежде всего собственникам предприятий. Министерства, региональные акиматы и крупные промышленные компании обсуждают идею создания единого каталога индустриальных объектов, открытых для туризма.
Если объединить усилия бизнеса и государства, разработать безопасные и информативные маршруты, то через несколько лет Казахстан может стать центром индустриального туризма Центральной Азии.
