Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Первым делом самолеты!
Среда обитанияНаш край

Первым делом самолеты!

Пришло время поднять малую авиацию из руин

Так исторически сложилось, что после развала Союза малая авиация осталась не у дел: режим самовыживания и кадровый голод должны были поставить крест на существовании этого класса судов. Однако благодаря небольшой группе энтузиастов легкую авиацию удалось сохранить, а теперь появился шанс на возрождение.

малая авиация (7).jpg

Летом прошлого года состоялось авиашоу «Небо Байсерке», уникальность которого заключалась в том, что это было первое мероприятие малой авиации за последние три десятилетия. Тогда организаторы обещали, что приложат все усилия, чтобы сделать его регулярным. Теперь, спустя год, можно с уверенностью сказать, что авиашоу «Небо Байсерке-2025» быть. В Алматы 20 мая состоялась пресс-конференция, на которой была объявлена дата проведения, а также озвучены наиболее чувствительные моменты самой отрасли.

малая авиация (1).jpg

Само шоу — это самое масштабное авиационное событие региона, объединяющее ведущих пилотов, мастеров самолетного, парашютного и авиамодельного спорта. На зрелищном мероприятии гостям представляется возможность познакомиться с выставочной авиатехникой, а также стать очевидцами выполнения фигур высшего пилотажа на легких и спортивных самолетах.

Открыл пресс-конференцию президент Казахстанской ассоциации малой авиации Умирбек Кенесбаев. Во вступительной части он рассказывал не столько о предстоящем празднике, сколько о сложных условиях, в которых малой авиации приходится выживать не первый десяток лет.

MAS_2343 (Кенесбаев).JPG

— Переход авиашоу в формат регулярных событий говорит о том, что вопреки оценкам иностранных специалистов, вопреки тому, что творилось в 90-х, малая авиация живет. После распада Союза Казахстан, увы, ликвидировал ДОСААФ — единственную организацию, которая объединяла малую авиацию стран СНГ. И, как следствие, Казахстан стал единственной страной, где малая авиация не имеет никакой государственной поддержки. Поэтому нам приходится заниматься всевозможной коммерцией, которая позволяет совершенствовать и готовить самолеты, пилотов, техников, аэродромы. Авиационная администрация Казахстана имеет все полномочия, чтобы нам дышалось хорошо. Но мы видим только препоны, которые старательно преодолеваем, — заключил Кенесбаев.

малая авиация (4).jpg

Одной из ключевых целей предстоящего авиашоу является профориентация молодого поколения — подростков, которые хотят связать свое будущее с небом. Одним из спикеров на прошедшие конференции был директор Авиационного колледжа, академии гражданской авиации Алжапар Саретбаев. В своем выступлении он отметил зрелищность и важность таких шоу, при этом подчеркнув, что в Казахстане, как и 90 лет назад, главной проблемой остается дефицит кадров.

MAS_2350 (Саретбаев).JPG

— Путь любого пилота начинается с малой авиации. Также нужны не только пилоты, но и квалифицированные техники, которые должны ремонтировать и вести обслуживание воздушных судов. При этом в стране есть всего один колледж и академия, которые готовят специалистов. Этого катастрофически мало. Мы неоднократно писали в ряд министерств и профильных ведомств о необходимости открытия колледжей на западе, востоке и в центре Казахстана. Однако вопрос до сих пор не решен. В этом году глава государства дал поручение построить новые аэродромы малой авиации в курортных зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендерли. Развитие пойдет и дальше. Для всех этих новых зон нужны будут специалисты, кадры, дефицит которых испытывает страна, — сказал Саретбаев.

И действительно, есть вполне четкие задачи, поставленные на высшем уровне, а уверенной базы для развития малой авиации нет. Наверное, пришло время перемен, и чиновникам следует дать импульс развития направлению, которое поддерживалось на голом энтузиазме. Ведь малая авиация — это отнюдь не про развлечение, а про логистику, следовательно, и развитие регионов. Особенность легкой авиации заключается в том, что для организации аэродромов не требуются большие капиталовложения, поскольку легкие самолеты могут приземлятся на грунтовые ВПП. А с учетом того, что в стране очень большие расстояния, ее развитие позволило бы решить целый ряд логистических задач без колоссальных трат на строительство и поддержание дорог.

малая авиация (5).jpg

Стоит отметить, что предстоящее авиашоу является единственным в Центральной Азии. В этом году было принято решение сделать его республиканским, и его поддержал акимат Алматинской области. В частности, в день мероприятия должны быть организованы бесплатные шаттлы, которые будут курсировать от трассы (перекресток улиц Жансугурова и Момышулы) до места проведения. Также представители акимата области пообещали постелить новый асфальт на данном отрезке и взять на себя ряд других административных вопросов, которые сделают пребывание на аэродроме более комфортным и безопасным.

малая авиация (6).jpg

Авиашоу «Небо Байсерке-2025» запланировано на 17 августа (аэродром «Байсерке», село Еркин, Алматинская область), третье воскресенье месяца, День воздушного флота — праздник, который авиаторы отмечают уже более полувека. Это действительно уникальное шоу, которое стоит посетить, поскольку оно гарантированно подарит незабываемые впечатления, а для кого-то, возможно, станет событием, определившим дальнейшую судьбу.

Фото автора

Читайте в свежем номере: