Горные хребты, укрытые снежными коврами. Рвущиеся ввысь реликтовые пихты и лиственницы, высота которых достигает 35 метров. Причудливые скалы, чей возраст превышает 260 миллионов лет. И посреди всего этого великолепия — неожиданно появившийся из-за хвойных соболь, спешащий по своим делам. Ничуть не испугавшийся очередного обходного рейда государственных лесных инспекторов, охраняющих его и всех представителей фауны, впрочем, как и флоры, Западно-Алтайского государственного природного заповедника, раскинувшегося на северо-востоке Казахстана — на самой границе с российским Алтаем.
Заповедник в прошлом году отметил свой 30-летний юбилей. С тех пор местные представители фауны действительно не опасаются жить и, что важнее всего, размножаться на этой особо охраняемой природной территории. Ее площадь — чуть более 86 000 гектаров. Например, маралы, лоси, косули, которые во время больших снегов уходят на лесную территорию РФ, но по весне все равно возвращаются обратно. Как будто знают, чувствуют — здесь, дома, их не обидят, а будут охранять по всей строгости закона.
Более того, в 2020 году Западно-Алтайскому государственному природному заповеднику был присвоен статус биосферного природного резервата. С того времени он включен в сеть Всемирного наследия ЮНЕСКО. Так что на всей территории заповедника установлен самый строгий режим охраны — заповедный, когда нельзя не то что причинять малейшего беспокойства представителям животного мира, но даже ограничено посещение всей его территории. Кроме, разумеется, инспекторов, что наблюдают за порядком, фиксируют нарушения, пресекают несанкционированное проникновение на ООПТ. Еще они помогают животным, раскладывают по специальным кормушкам не только сено, овес, но даже рябину, которой, оказывается, любят лакомиться куньи.
— По всему заповеднику у нас не так много дорог, да и на тех стоят охраняемые шлагбаумы, так что попасть на территорию сложно. Инспекторы живут в небольших специально оборудованных домиках, разбросанных по всему периметру. Есть спецтехника, снегоходы, свои пожарные машины. Работа вахтовая, тем не менее у нас много молодежи. Молодые приходят и не собираются никуда уходить в поисках лучшего места работы. И это радует, — делится с журналистом “НП” потомственный лесник, директор Западно-Алтайского государственного природного заповедника Кайрды Орсаринов.
В помощь инспекторам были закуплены специальные мини-камеры, которые фиксируют весь маршрут передвижения, всю проделанную работу, а в случае непредвиденных ситуаций (так же, как и незаметно установленные фотоловушки, о которых знает только специалист, снимающий потом с них все данные с помощью USB) передают сведения на компьютер. Эти сведения при необходимости могут быть отправлены, минуя так называемый “человеческий фактор”, сразу в правоохранительные органы.
— Так что фотоловушки у нас не только для животных, — подтверждает глава заповедника. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что ничего криминального, во всяком случае за время его руководства всей огромной территорией лесного заповедного хозяйства, замечено не было.
Более того, в результате проводимых природоохранных мероприятий за предыдущие пять лет отмечается тенденция снижения числа случаев нарушения правил охоты, а также стабилизации состояния популяций основных охотничье-промысловых видов диких животных и даже устойчивый рост численности некоторых из них. Естественно, на территории заповедника охота строго запрещена, но вот в рамках того, что касается окружающих его охотничье-лесных угодий, это очень обнадеживающая информация.
Так, если в 2018 году был официально выявлен 131 факт нарушения правил охоты, то в 2022-м — уже 73, на 44 процента меньше.
Это привело к общему росту копытных, что, согласно статданным региона, составило 6,2 процента, пушных зверей — 3,8, боровой дичи — 7, водоплавающей — 28,2 процента.
— Но больше всего выросла численность бурого медведя — практически на треть от всей популяции. Он, к слову, является символом нашего заповедника, — говорит Кайрды Орсаринов.
Что касается растительного мира... Снега здесь выпадает так много, что на подветренных склонах высота его местами достигает восьми (!) метров. Неслучайно именно этот район считается самым влажным местом в Казахстане. Поэтому здесь сформировались уникальные сообщества растений и животных, исторически связанных с высокоширотными тундровыми областями. “Пришли” они сюда во времена последних планетарных оледенений. Например, по вершинам Ивановского, Линейского, Ульбинского, Халзуна и Коксинского хребтов, где берут начало реки Белая и Черная Уба, Тургусун и Барсук, растут полярные березы и ивы, на болотах — северная осока, в том числе и пушица. И только здесь найдены полуразвалившиеся кедры, возраст которых 1000 (!) лет. Охват их стволов у основания достигает почти восьми метров. Эти деревья — настоящие патриархи таежных лесов не только Алтая, но и Сибири.
— На территории заповедника расположены два уникальных кедровника, не говоря уже о том, что более 65 процентов территории нашей ООПТ покрыто пихтой, лиственницей, елью, реже — сосной. Да, лесные угодья возобновляемы, но в целях наибольшей их сохранности, а также в рамках экологического просвещения мы периодически проводим природоохранные акции. Такие как “Марш парков”, “Защитим елочку”. Радует, что охват участников исчисляется уже несколькими десятками тысяч, — говорит директор заповедника.
Еще Западно-Алтайский заповедник гордится своими уникальными, по-настоящему сказочными местами. Это геолого-архитектурный комплекс “Каменная сказка”, или гранитные скульптуры, созданные природой. Это урочище Черный узел, где насчитывается до 39 озер ледникового происхождения. Это моренное озеро Кедровое, считающееся самым теплым на всей территории заповедника. Это загадочное высокогорное болото Гульбище, расположенное на абсолютной высоте 1870 метров над уровнем моря. Да много чего еще...
И еще здесь живут люди, которые просто работают. Просто любят свой край. И охраняют его.
Фото автора