В Центральном государственном музее Республики Казахстан открылась выставка необычных экспонатов — они со звуком. Здесь представлена эксклюзивная коллекция самого популярного казахского народного и национального музыкального инструмента — домбры.
День домбры в Казахстане
Домбра — традиционный казахский струнный щипковый музыкальный инструмент с длинным грифом и двумя струнами. Она используется для исполнения кюев — инструментальных музыкальных произведений, которые передают настроение, историю или философию через ритм, мелодию и динамику.
Домбра считается символом казахской идентичности. Ее игра требует мастерства, эмоциональной глубины и знания традиций.
С 2018 года каждое первое воскресенье июля в Казахстане отмечается как Национальный день домбры — праздник, посвященный одному из главных символов казахской культуры. Национальный день домбры в Казахстане был учрежден Указом Первого Президента Нурсултана Назарбаева от 13 июня 2018 года.
Домбра — это не просто музыкальный инструмент, а душа степей, олицетворение народной мудрости и исторической памяти. Учреждение этого дня на государственном уровне подчеркивает важность сохранения нематериального культурного наследия и воспитания патриотизма у молодого поколения. В этот день по всей стране проходят концерты, флешмобы, выставки, мастер-классы и конкурсы, где звучит живая музыка домбры — от традиционных кюев до современных аранжировок. День домбры способствует возрождению интереса к национальному искусству и укрепляет связь между поколениями, напоминая о богатстве и глубине казахской культуры.
Признание искусства исполнения кюев на домбре как нематериального культурного наследия ЮНЕСКО подчеркивает его огромную ценность не только для Казахстана, но и для всего мира. Каждая нота, каждое движение рук мастера-куйшы — это часть многовековой традиции, передающейся из поколения в поколение.
Существует версия, что домбре около четырех тысяч лет. На это указывает редкий наскальный рисунок, найденный в конце 1980-х годов на плато Майтобе в Алматинской области. Он датируется эпохой неолита и изображает людей, исполняющих танец, рядом с которыми изображен музыкальный инструмент, напоминающий домбру. Эту уникальную находку сегодня можно увидеть в одном из алматинских музеев, где хранится богатая коллекция инструментов казахского и других народов.

Самые красивые и древние инструменты в экспозиции
На выставке в ЦГМ РК сегодня представлены образцы инструментов, принадлежавших выдающимся личностям казахского народа — народному певцу и композитору Жаяу Мусе, жене великого Абая Дильде Алшынбайкызы, прославленному певцу Амре Кашаубаеву, ученому, композитору и дирижеру Ахмету Жубанову, основоположнице казахского оперного искусства Куляш Байсеитовой, академику Канышу Сатпаеву, актеру и театральному деятелю Елубаю Омирзакову, а также многим другим известным людям нашей страны.
Как отметила Маржан Жунусова, руководитель отдела по хранению фондов Центрального государственного музея Республики Казахстан, в фондах находится около 220 музыкальных инструментов, из которых самому старому около двух столетий.
— Есть такой момент, что самые ранние артефакты не особенно точно фиксировались в свое время, а сегодня, когда мы делаем атрибуцию любого артефакта, поступающего в наши фонды, мы обязательно стараемся узнать все детали о нем — год изготовления, материал, регион, автора, историю, связанную с ним, — поясняет Маржан Жунусова. — Из всей коллекции инструментов наш музей обладает 60 единицами домбры. На этой выставке представлена половина из них — и это все домбры, которые принадлежали знаменитостям Казахстана. Есть в экспозиции даже домбра оперной певицы Куляш Байсеитовой, ученого Каныша Сатпаева.
Среди экспонатов музея и данной выставки есть особенная домбра — одна из самых старых. Простая по своему виду, она довольно долгое время находилась в руках кюйши. Когда смотришь на нее, понимаешь, что именно так выглядели наиболее древние инструменты. Этой домбре около двухсот лет.
Маржан Жунусова рассказала, что все домбры хранятся в запасниках музея при определенных температуре и световом режиме в отдельном чехле. Многие из инструментов сделаны из клена, березы, есть такие, которые богато инкрустированы костью, с довольно интересным резным рисунком. К примеру, домбра жены Абая Кунанбаева Дильды особенно грациозная и изящная, она мастерски декорирована рисунком из кости. Чтобы показать все ее великолепие, специалисты музея разместили ее на фоне зеркала. Это дает возможность показать в отражении всю красоту работы мастера, создавшего эту домбру в 1882 году.
А в день открытия экспозиции музей пополнился еще одним экземпляром домбры — ее преподнес в дар фонду народный артист Казахстана известный кюйши Секен Турысбек. С этой домброй он не расставался 30 лет и написал, используя ее звучание, множество современных струнных произведений.

Популяризация домбры
В программе торжественного мероприятия на открытии выставки прозвучали и его произведения, и другие известные музыкальные творения в исполнении государственного камерного оркестра «Ақ жауын», а также домбровых ансамблей «Серпер» и «Жігер», представленных детской музыкальной школой № 1.
К слову, дети показали на этой выставке не только свои музыкальные таланты, но и художественные. Весь атриум третьего этажа музея сегодня оформлен работами юных художников, в которых показан их мир восприятия национальной музыки, звучания и истории домбры.
Известные же мастера из Алматы, изготавливающие музыкальные инструменты, в день открытия выставки демонстрировали процесс создания домбры. Этот древний казахский инструмент по-прежнему популярен и среди профессиональных музыкантов, и в народе. Используют его также не только для воспроизведения классической и национальной музыки, но и для современных аранжировок и выступлений.

Современная домбра
Когда-то известный в Казахстане домбрист Андрей Фендриков, или Акын Акыныч, сказал, что один из секретов популярности домбры состоит в ее практичности и демократичности — она всегда была спутником кочевого народа. Если посмотреть на историю жизни казахского композитора Курмангазы, то он всегда носил с собой домбру за плечом.
Курмангазы Сагырбайулы считается одним из признанных кюйши — исполнителей и композиторов кюев в истории Казахстана. Его творчество сыграло важную роль в формировании казахской музыкальной традиции, а такие легендарные кюи, как «Сарыарка», «Адай», «Балбырауын», стали известными далеко за пределами нашей страны. Популярны они и сегодня, а домбра переживает новое рождение, становясь все более востребованной среди молодых музыкантов и представителей шоу-индустрии. Этот древний казахский инструмент уверенно занимает свое место не только в составе оркестров и фольклорных ансамблей, но и в современных рок-группах, этноколлективах и даже на крупных концертных площадках. Электродомбра все чаще звучит на ярких, динамичных и креативных ивентах, придавая национальный колорит современным музыкальным постановкам. Для многих молодых артистов виртуозное владение домброй становится не только поводом для гордости, но и важным шагом к самовыражению в мире шоу-бизнеса.

Интересные факты
Домбра является одним из главных символов казахской культуры. Этот музыкальный инструмент изображается на монетах, в орнаментах, памятниках, в государственных символах, оформлении сувениров, шоколада и, конечно, в художественных произведениях.
Многим известно, что у классической казахской домбры всего две струны и длинный гриф без ладов. Однако, несмотря на простоту конструкции, на ней можно исполнять сложнейшие инструментальные произведения, которые передают целые истории без слов.
Самые распространенные произведения, которые исполняются на домбре, — это кюи. Кюй — это не просто музыка, а музыкальные, чаще всего импровизированные рассказы. Каждый кюй передает эмоции, историю или даже философские размышления. Их часто сравнивают с поэзией без слов.
Традиционно искусство игры на домбре и кюи передавались устно от мастера к ученику, без нот. Это сделало ее важной частью устной традиции казахского народа.
Игра на домбре не только развивает воображение, но и мелкую моторику, слух, координацию и память. Она полезна как детям, так и взрослым, как в плане эмоционального самовыражения, так и интеллектуального формирования личности любого человека.
Среди самых известных исполнителей и композиторов кюев помимо Курмангазы является Дина Нурпеисова — его ученица, женщина-кюйши, прославившаяся своей виртуозной техникой и своими произведениями «Наурыз» и «Булбул». Также среди знаковых исторических имен Таттимбет Казангапулы и его кюй «Саржайлау», Казангап Тлепбергенов, Абыл Таракулы — один из основателей кобызовой традиции кюев.
Если говорить о современных исполнителях и популяризаторах кюев и игры на домбре, то здесь назовем Акана Абдуалиева — народного артиста Казахстана, педагога, виртуоза домбры, пропагандирующего традиционные кюи в современных концертных форматах. Активно продвигают казахскую традиционную музыку в мире Айгуль Улкенбаева и Ержан Жаубасов. Асылбек Енсепов соединяет кюи с элементами современной музыки, он является автором проектов «домбра-рок» и «домбра-транс».
Это далеко не все представители мира двухструнного казахского инструмента. Все больше молодых людей увлекается игрой на домбре и импровизацией ее звучания в разной современной стилистике. Конец формы
А цель выставки и торжественного мероприятия в Центральном государственном музее РК, посвященных Национальному дню домбры, а также данного материала — укрепление культурной идентичности и передача традиций молодому поколению, популяризация национальных ценностей, актуализация значимости праздника домбры и пропаганда богатого музыкального искусства казахского народа.
Фото Талгата Галимова