В городе Рудном Костанайской области 27 июля произошло небольшое сейсмическое событие мощностью 3,9 балла. Прежде в этой местности землетрясений не происходило. Причина инцидента до сих пор остается загадкой для местных жителей и ученых.
По данным местного издания «Наша газета», 1 августа заместитель начальника ДЧС Костанайской области Омиржан Тукушев на брифинге в РСК дал комментарии о сейсмоинциденте. По его словам, информацию о толчках подтвердили не только казахстанские экспертные центры, но и Европейский международный сейсмологический центр.
“Костанайская область не относится к сейсмоопасным регионам, у нас не ожидают очагов землетрясений более 5 баллов, — отметил Тукушев. — Что касается причины произошедшего в Рудном, то, по информации Института геофизических исследований Национального ядерного центра, точно определить характер землетрясения, природный или техногенный, пока не смогли. По данному инциденту наши сотрудники незамедлительно отреагировали, никаких видимых разрушений на зданиях обнаружено не было, сообщений о пострадавших тоже нет”, — отчитался заместитель начальника ДЧС.
Природа возникновения землетрясения в Рудном до сих пор неизвестна. По словам Тукушева, землетрясение может быть как природным, так и техногенным.
По официальным данным, толчки произошли на глубине 10 километров, и в Рудном их ощутили.
“Предполагать мы можем все что угодно. Как вы знаете, климат меняется. В прошлом году была сильная жара, в этом — много дождей. По данным официальных источников, такие же толчки были в 2004 и 2016 годах. Их причину мы также сейчас уточняем в экспертных центрах”, — сказал начальник отдела предупреждения ЧС Ерден Нуржанулы.
Как объясняют ученые, на земной поверхности нет таких регионов, которые были бы полностью безопасны от активности земной коры. Но если для некоторых стран землетрясения — типичное явление, то в других сильных землетрясений не фиксировали никогда. И этому до сих пор нет внятных объяснений.
Разрушительные землетрясения в первую очередь происходят в тех странах, которые находятся у стыков тектонических платформ. В странах, далеких от этих стыков, сильных землетрясений обычно не бывает.
Среди стран с самым высоким риском землетрясений World Atlas называет Японию, Китай, Иран, Турцию, Перу, Италию, Филиппины, Индонезию, а также США и Мексику.
В частности, Турция, где не так давно произошло стихийное бедствие, часто страдает из-за сейсмической активности, так как находится вблизи нескольких основных линий разломов.
Надо сказать, что наибольшую опасность землетрясения представляют для беднейших регионов мира. Города вроде Лос-Анджелеса и Токио лучше защищены: благодаря последним достижениям архитектуры здания там устойчивы к толчкам. Но этим не могут похвастаться все страны — например, Филиппины находятся в гораздо худшем положении.
Ученые отмечают, что каждый год в мире приборы фиксируют более миллиона землетрясений. Однако сильных подземных толчков, присущих территориям, вблизи которых находятся вулканы (как раз на стыках литосферных плит), на территории некоторых стран обычно не ждут. Землетрясения редко происходят на равнинных территориях, поэтому их обычно не бывает, например, в Беларуси. Среди стран, где никогда не было землетрясений, называют Катар, Саудовскую Аравию, Андорру, Швецию, Норвегию, Финляндию, Мальту и Барбадос.
Сегодня ученые не в состоянии точно предсказывать землетрясения. Существуют методы обнаружения изменения сейсмической активности и деформаций в земной коре, которые могут указывать на повышенную вероятность землетрясения, но на основе этих методов нельзя назвать точное время или место.
Основное внимание во всем мире уделяется совершенствованию систем раннего предупреждения, а также подготовке и повышению осведомленности населения. Системы раннего предупреждения используют сети сейсмического мониторинга для обнаружения начала землетрясения и быстрой выдачи предупреждений тем, кто находится в пострадавшем районе, позволяя им принять защитные меры до начала сильного сотрясения.
Прогнозирование землетрясений усложняет множество факторов, включая ограниченный набор данных, доступных для изучения, нелинейный и хаотический характер землетрясений и влияние человеческой деятельности на измерения.