В Казахстане проживает более 700 тысяч человек с инвалидностью. Это сравнимо с населением нескольких немаленьких городов. Из 732 тысяч человек с особыми потребностями 418,7 тысячи трудоспособного возраста, 201,1 тысячи — пенсионеры, 112,3 тысячи — дети. К примеру, в Карагандинской области проживает более 55 тысяч инвалидов.
В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Казахстаном десять лет назад, в 2015 году, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения людям с ограниченными возможностями доступа наравне с другими к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, как в городах, так и в сельских районах.
Насколько окружающая нас среда доступна для людей с особыми потребностями? Мы все знаем, что основные постройки большинства городов республики возводились в советский период по старым СНиПам, которые, к сожалению, не учитывали такой важный момент, как доступность объектов для маломобильных людей, в том числе пользователей инвалидных колясок. И этот пласт нерешенных проблем в области доступной среды вытекает прямо из того положения, которое нам досталось из прошлого.
— Перестроить старые советские здания не представляется возможным в той или иной степени. Но есть такой термин, как «частичная доступность». Шахту лифта в здании перестроить, конечно, невозможно. Тем не менее входную группу и санузел сделать можно. Первый этаж доступен, но выше, если лифт не открывает широко двери, здание недоступно. Эта частичная доступность — единственный выход, который у нас сейчас есть, — поясняет внештатный советник акима Карагандинской области по вопросам людей с инвалидностью, депутат Карагандинского городского маслихата Нияз Сундиталиев.
По новым зданиям — отдельная ситуация. СНиПы были приняты в 2015 году. Они не менялись. Эти СНиПы чересчур утяжелены. Их надо облегчить, пересмотреть. Есть ряд параметров, которые, по мнению собеседника, не нужны.
— В 2020 году запущена интерактивная карта доступности на площадке Министерства труда. Каждый человек может зайти и посмотреть, насколько доступно то или иное здание. Например театр: доступен ли вход для него или нет, либо он доступен частично, оборудован ли объект пандусом, есть ли специальный санузел и другие условия для комфортного пребывания. Конечно, самое главное здесь — входная группа, санузлы, доступность на этажи, тактильная навигация, парковка для удобной высадки и посадки пассажиров, — говорит Нияз Сундиталиев.
В действующей интерактивной карте доступности целенаправленно размещается полная информация о работе акиматов по адаптации объектов для лиц с ограниченными возможностями. В нее сегодня внесены сведения по более чем 40 тысячам объектов. В 2027 году эту работу планируют завершить на 100 процентов.
"На сегодня, по информации местных исполнительных органов, полностью адаптировано 22 166 объектов, или 51,8 процента от числа внесенных в карту доступности", — проинформировал журналистов председатель Комитета регулирования и контроля в сфере социальной защиты Министерства труда и социальной защиты населения РК Толеген Оспанкулов.
![Шипунов инвалиды (1).jpeg](https://np.admin.appstrakt.world/uploads/Shipunov_invalidy_1_f18e681b69.jpeg)
К примеру, в Караганде принято решение сделать полностью доступной тротуарно-пешеходную дорожку от стадиона "Шахтер" до привокзальной площади, чтобы любой маломобильный человек мог спокойно пройтись. В одном дизайне, со всеми скатами, заездами, съездами.
— По примеру центрального проспекта Бухар Жырау мы будем делать в Караганде в год по несколько улиц, приводить их в порядок. Я считаю, что это очень важно. Ремонтные работы по благоустройству от стадиона "Шахтер" уже начаты. А ведь раньше делали только маленькими кусочками. К примеру, улица Чкалова от начала до бывшего загса. Надо все-таки комплексно подходить, потому что вопрос этот обширный. Самое главное, что у руководства области и города есть понимание вопроса, для чего мы делаем доступную среду вокруг нас, почему она важна, — добавил депутат.
Помимо людей с инвалидностью есть пожилые, молодые мамы и папы с детскими колясками, временно маломобильные граждане, которые, к примеру, получили травму. Скажем, человек сломал ногу. Им тяжело переступить бордюр, подняться в здание. И это тоже надо учитывать.
![Шипунов инвалиды (5).jpeg](https://np.admin.appstrakt.world/uploads/Shipunov_invalidy_5_237727bab5.jpeg)
Другая проблема. Бывает, понатыкают пандусов. Они есть. Но! Они не отвечают стандартам и требованиям. Лучше уж совсем не делать такое, ведь человек может запросто травмироваться. Эти вопросы нужно держать на особом контроле, пользователей инвалидных колясок только в Карагандинской области насчитывается полторы тысячи человек.
— Недавно в Караганде реконструировали подземные пешеходные переходы у ДК Горняков и рядом с ЦУМом. У меня как пользователя инвалидной коляски это вызывает ряд нареканий. Руководство района имени Казыбек би, акимат города — все знают, что те пандусы, подъемные электрические механизмы, которые там установлены, выйдут из строя и не будут удовлетворять наши естественные потребности безопасно спуститься и подняться. Это ведь самое важное. Для чего мы делали доступность, если электрические подъемники через какое-то время не работают? И такие проблемы будут. Эти подъемники поломают, в зимний период ими тяжело пользоваться. Сама планировка переходов не позволяет установить пандусы. И электрическая часть подвела. Теперь нужно постоянно выделять деньги на ремонт и содержание подъемников, — отмечает Нияз Сундиталиев.
Между тем все государственные органы в Караганде сегодня частично либо полностью доступны. Что касается частных объектов, то здесь иная ситуация. Действовал мораторий Президента РК на проверки малого и среднего бизнеса, и мониторинг в плане доступности никто не проводил. В минувшем году эта работа была возобновлена.
Эффективную оценку доступности может дать только один государственный орган — это департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции населения. Но в Караганде есть только три специалиста, которые отвечают за доступность объектов по всей области. К примеру, чтобы провести мониторинг здания акимата Караганды, требуется минимум от шести до восьми часов для одного сотрудника. А тут, получается, всего три специалиста на такую большую область. Нужны независимые эксперты, возможно, даже из числа людей с инвалидностью, которые могли бы ответственно лицензировано давать оценку, отвечая за нее материально и административно.
![Шипунов инвалиды (2).jpeg](https://np.admin.appstrakt.world/uploads/Shipunov_invalidy_2_01f93c3df6.jpeg)
Для решения существующих объективных проблемных вопросов, таких как недоступность большинства объектов социальной и транспортной инфраструктуры для граждан с инвалидностью, низкий уровень их социализации в общественную жизнь казахстанского общества, партия Amanat на протяжении ряда лет реализует проект «Кедергісіз келешек» — «Будущее без барьеров». Сегодня представители сообщества людей с инвалидностью, местных исполнительных органов, департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции населения, партийцы выходят на мониторинги. Но если в комиссии нет эксперта по доступности, это не всегда эффективно и правильно.
Вновь возводимые объекты должны получить декларацию о доступности. Без нее новые здания не будут введены в эксплуатацию. Но и сегодня архитекторы, строители забывают о доступности на стадии проектирования. Если изначально не было заложено в проект, потом приходится изыскивать дополнительные средства.
Пример полностью доступного и удобного для инвалидов здания в Караганде — здание по улице Таттимбета, 709. Это полностью адаптированное сооружение для маломобильных людей. Там и ЦОН, и автоЦОН, и Центр поддержки семьи, Молодежный ресурсный центр, Управление молодежной политики, Центр активного долголетия, Центр трудовой мобильности. В этом здании аким области проводит прием граждан.
В этом же здании заработал центр социальной адаптации Ten Qogam. Бесплатная социальная, психологическая, юридическая и другая помощь стала доступнее жителям с особыми потребностями шахтерского города.
Центр открылся по инициативе общественного объединения инвалидов Qamqor plus по социальному заказу отдела занятости и социальных программ Караганды. Двенадцать специалистов оказывают всю необходимую информационно-консультационную и ресурсную поддержку людям с ограниченными возможностями.
![Шипунов инвалиды (4).jpeg](https://np.admin.appstrakt.world/uploads/Shipunov_invalidy_4_25d87ef89d.jpeg)
Сегодня в Караганде проживает более 25 тысяч человек с инвалидностью. В центре им помогают с социальной адаптацией, оформлением документов для получения государственных услуг, подбором технических средств реабилитации. Могут объяснить все тонкости работы портала социальных услуг. В центре также доступны консультации юриста и психолога.
Еще одно такое здание — отдел занятости и социальных программ — находится на улице Чкалова, 7.
Выступая перед министром труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на тему «Обеспечение доступности лиц с инвалидностью к объектам инфраструктуры", Нияз Сундиталиев предложил актуализировать интерактивную карту доступности (Inva.gov.kz), перепроверив все внесенные объекты, начать работу по созданию реестра экспертов по вопросам доступности, при этом должно быть соблюдено правило: обучение — тестирование — статус эксперта. Эксперт должен нести в том числе и персональную ответственность за некорректную оценку. Требуется пересмотр СНиПов, отвечающих за доступность в сторону упрощения.
— Проблема сегодня — в исполнении. Без должного финансирования ничего не решить. Доступная среда — это очень емкий и затратный процесс. Но эту важную работу в Казахстане просто необходимо вести, — резюмировал Нияз Сундиталиев.
Фото автора