Экологическая ситуация в Алматы достигла критического уровня. Об этом в своем депутатском запросе на имя премьер-министра РК Олжаса Бектенова заявил мажилисмен Сергей Пономарев.
— Сегодня мы теряем один из самых красивых и душевных городов страны — Алматы. В 2024 году экологическая ситуация достигла критического уровня: Алматы вошел в пятерку самых загрязненных мегаполисов мира, заняв пятое место среди 120 крупнейших городов, лидируя в позорном списке «Индекс качества воздуха». С таким угрожающим показателем жителям города рекомендуется ограничивать пребывание на улице, а людям с повышенной чувствительностью — использовать защитные маски даже в повседневной жизни. Это недопустимо для современного мегаполиса, — говорит мажилисмен.
Кроме того, Сергей Пономарев подчеркивает, что, «по оценкам Всемирной организации здравоохранения, загрязненный воздух влияет на развитие сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, включая инсульт, инфаркт, астму и рак легких. Особенно уязвимы дети, у которых грязный воздух снижает иммунитет, замедляет развитие легких и увеличивает риск болезней дыхательной системы».
— От промедления в решении этой проблемы зависит здоровье миллионов граждан, — подчеркивает депутат.
Вместе с тем он признает, что государство делает многое — мегаполис почти полностью газифицирован, ТЭЦ-2 к концу 2026 года переведут на газ. Однако, по его мнению, мер по снижению вредных выбросов явно недостаточно, и острейшей остается проблема загазованности воздушного бассейна от автомобилей.
— В развитых странах вопросы экологии выбросов автомобилей решаются с помощью современных методов контроля. Глава государства заявил о тотальной цифровизации, она как нельзя лучше подходит для решения экологических проблем Алматы. Во время рабочей поездки я посетил 19 экопостов города, которые хоть и перекрывают все въезды в город, но неэффективны, — утверждает мажилисмен.
По его словам, каждый пост ежедневно оформляет меньше четырех водителей, при том что в город въезжают до 700 тысяч машин. Вывод: либо не работают вообще, либо работают на свой карман. И речь даже не о пополняемости бюджета штрафами, а о мотивации водителя поставить катализатор, отремонтировать двигатель внутреннего сгорания, снизить выброс СО2 до нормы. Экопосты не решают поставленных задач, и эта профанация вызывает лишь раздражение у водителей.
— Так, на посту в микрорайоне Карасу трое сотрудников, исправно получающих зарплату, примитивный газоанализатор включили буквально при мне, говоря, что он замерзает даже при скромных алматинских морозах. Сами полицейские жалуются, что превратились в мальчиков для битья, при этом люди не ремонтируют двигатели, но лишь упрекают полицию в драконовских мерах, наивно полагая, что по мановению волшебной палочки кто-то придет и решит все экологические проблемы, — удивляется депутат.
При этом, по его словам, «воздух в Алматы уже можно не только увидеть, попробовать, но даже подержать в руках, настолько сконцентрированы в нем вредные вещества».
— По официальным прогнозам урбанистов, алматинская агломерация уже в ближайшие десятилетия вырастет до 7,5-8 миллионов человек. Если не принимать кардинальных мер, мы встанем в одной большой пробке и погибнем. Учитывая международный опыт, например Пекина, понимаю, что бескровными мерами, увы, не обойтись. Однако мы видели воздух Алматы чистым — это было во время пандемии. Значит, можем и должны сделать это сейчас, — утверждает Пономарев.
Учитывая все вышесказанное, мажилисмен в своем депутатском запросе выдвинул ряд конкретных требований. В их числе, во-первых, подготовка полной карты Алматы в течение полугода с выявлением основных источников загрязнения воздуха. Во-вторых, разработка межведомственного плана по решению экологической катастрофы города, включая мероприятия по переходу на экологически чистые виды топлива. В-третьих, ликвидация экопостов Алматы, а взамен по примеру развитых стран установка модифицированных камер видеонаблюдения с фиксацией превышения выбросов в атмосферу с автоматическим вынесением самого минимального штрафа.
Также Сергей Пономарев потребовал ужесточить ответственность организаций, осуществляющих технический осмотр транспорта, за выдачу липовых свидетельств техосмотра, законодательно запретив скупку катализаторов на лом.
— Кроме того, предлагаю с 2026 года государственным и квазигосударственным организациям разрешить закуп только электромобилей, а акимату Алматы увеличить долю общественного транспорта с электродвигателями. Плюс разработать трехлетнюю программу поэтапного перевода всех такси на электромобили, — заключил мажилисмен.