Каждую зиму большинство крупных городов Казахстана страдает от смога, окутываясь едкой пеленой дымки. Не секрет, что то, чем мы дышим, отражается на здоровье и самочувствии. Люди невольно попадают в загазованную ловушку. Утром и вечером в безветренную погоду трудно дышать, в горле чувствуется першение. Особенно страдают пожилые люди, у которых есть заболевания дыхательных путей, отмечают жители Караганды.
Основных причин для этого явления всего три — работа промышленных предприятий, дома частного сектора, в которых топят печи, и автомобили. И Караганда здесь не исключение. С наступлением холодов, даже просто приоткрыв окно в штиль, можно в буквальном смысле надышаться примесями с характерным запахом.
Неблагоприятные метеорологические условия, явления тяжелого смога и концентрации пыли в Карагандинской области оцениваются не только специалистами профильного департамента экологии. Общественники предлагают включать в информацию, получаемую в ответ на их запросы, данные автоматического мониторинга.
Кто виноват?
Крупными загрязнителями окружающей среды в регионе являются ТОО «Корпорация «Казахмыс», стальной департамент АО «Qarmet», угольный департамент АО «Qarmet», АО «Централ Азия Цемент», ТОО «Оркен» (Кентобе), РУ «Казмарганец (филиал АО «ТНК Казхром»), АО «ТЭМК», ТОО «Караганда Энергоцентр» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-3), ТОО «Bapy Mining», АО «Карцемент», ТОО «Kazakhmys Enerdgy» (Балхашская ТЭЦ), ГРЭС в поселке Топар, ТОО «Kazakhmys Smelting» (Балхашский медеплавильный завод) и ряд производств калибром поменьше.
Ощутимых результатов борьба с эмиссиями не приносит. К примеру, по данным департамента экологии, в целом по области прогнозный (ожидаемый) фактический объем валовых выбросов за 2024 год снизился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года всего на 1,2 процента и составил 474,1 тысячи тонн (в 2023 году — 479 тысяч тонн).
Если рассматривать каждый крупный город республики по отдельности, в 2024 году объем валовых выбросов в Караганде составил 35,9 тысячи тонн, по Темиртау — 227,6 тысячи, а в Балхаше — 79,4 тысячи тонн.
Тем не менее наблюдается небольшое снижение в сравнении с фактом 2023 года (Караганда — 37,6 тысячи тонн, Темиртау — 230,7 тысячи, Балхаш — 80,7 тысячи тонн).
— При этом в Карагандинской области продолжаются работы по снижению эмиссий. В минувшем году за счет модернизации существующего оборудования были снижены нормативы выбросов на 501 тонну, за счет повторного использования воды на технологические нужды нормативы сбросов были снижены на 22 тысячи кубических метров в год. За счет использования предприятием вмещающих и вскрышных пород на строительство дорог нормативы отходов были снижены на 2,5 миллиона тонн (2 586 683,346), — рассказала исполняющая обязанности руководителя департамента экологии по Карагандинской области Айман Кулатаева.
Как у крупнейшего промышленного региона республики у Карагандинской области есть ряд экологических проблем, и одна из основных — это загазованность атмосферного воздуха. Основными загазованными городами области, как следует из приведенных выше цифр, являются Караганда, Темиртау и Балхаш.
— По Караганде загазованность связана с выбросами сооружений частного сектора, число которых достигает более 25 тысяч домов, — объясняет Айман Кулатаева. — В этом направлении местным исполнительным органом ведется активная работа по подключению частного сектора к газу. Сегодня газораспределительные сети построены и подведены к шести тысячам домов частного сектора. Подключено к газу более четырех тысяч домов. Это чуть меньше 20 процентов.
По городу Темиртау загазованность связана с деятельностью АО «Qarmet». Градообразующим предприятием в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду разработан Стратегический план мероприятий по снижению объемов выбросов. При этом для существенного снижения объемов выбросов требуется полная газификация производственных процессов, что позволит в кратчайшие сроки достичь объемов снижения выбросов до 60 тысяч тонн.
Необходимо отметить, что в сентябре прошлого года с АО «Qarmet» была согласована Дорожная карта, ее цель — снижение негативного воздействия на окружающую среду.
В Балхаше основной причиной загазованности является деятельность ТОО «Казахмыс Смэлтинг» — Балхашского медеплавильного завода.
Согласно плану мероприятий этим предприятием предусматривается строительство второй нитки серно-кислотного цеха в 2025 году с ожидаемым экологическим эффектом снижения выбросов до 50 процентов, или до 31 тысячи тонн, что позволит существенно улучшить экологическую обстановку.
Также в области есть ряд других проблем, которые прямым образом влияют на экологическую обстановку, одна из них — неудовлетворительное состояние очистных сооружений и канализационных сетей, изношенность которых составляет 80 процентов.
Решение проблем загазованности воздуха было заложено в Плане мероприятий управления природных ресурсов и регулирования природопользования Карагандинской области на 2022-2024 годы и Дорожной карте по комплексному решению экологических проблем Карагандинской области на 2020-2024 годы. Кроме того, по инициативе департамента экологии была отозвана Декларация о воздействии на окружающую среду золоотвала ТОО «Главная распределительная энергостанция Топар», входящего в состав компании «Казахмыс». Работа в этом направлении продолжается.
На сайте РГП «Казгидромет» собирают сведения датчиков управления природных ресурсов и регулирования природопользования Карагандинской области, частных структур. По индексу качества воздуха многие из них показывают высокий красный уровень загрязнения. В будущем эти данные тоже необходимо включать в оценку общей картины, убеждены экоактивисты. Только в Темиртау есть 25 датчиков, которые круглосуточно измеряют состояние воздуха. И тогда у граждан не будет возникать впечатления, что расчеты ведутся только департаментом экологии. Надо организовать использование всех данных.
Так сможем ли мы ударить по смогу?
— Эту проблему действительно можно и нужно решать. Сейчас в распоряжении каждой области Казахстана есть деньги от экологических платежей. И это многие миллионы и миллиарды тенге. Нужно прямо направлять эти деньги для того, чтобы субсидировать людям замену вредных печек-«неделек» на газовые печи, электроотопление или подключение к центральному теплоснабжению, — говорит директор по развитию Карагандинского областного экологического музея Дмитрий Калмыков.
В Караганде населением и производственными предприятиями используются твердотопливные котлы длительного горения, которые тлеют и, соответственно, выбрасывают больше дыма, чем обычные печки. В связи с этим координатор образовательной деятельности общественного объединения «ЭкоМузей» Ирина Игнатович остановилась на вопросе качества угля:
— На протяжении нескольких последних лет в ответ на запросы мы слышим, что проверки объектов предпринимательства, реализующих уголь, невозможны. Может быть, стоит совместно с депутатами решать эту проблему, искать пути контроля качества угля на точках реализации? Потому что иначе мы никогда не выберемся из этой ситуации.
— Эту проблему общественники пытались внести в областной план природоохранных мероприятий, — сообщил Дмитрий Калмыков. — Мы предлагали проводить мониторинговые работы с отбором проб угля, который реализуется на рынке, чтобы проверить, насколько товар соответствует тем сертификатам, которые продавцы имеют на руках.
Уголь, говорят карагандинцы, по-прежнему оставляет желать лучшего.
— На самом деле, по нашим сведениям, очень много плохого угля — высокозольного, с большим содержанием серы. Он намного хуже демонстрируемого по сертификатам. Наша идея заключается в том, чтобы отбирать пробы, анализировать, а государство должно принимать меры по вытеснению этих недобросовестных торговцев с рынка. Да, печки-«недельки» усугубляют ситуацию. Но и уголь становится все хуже и хуже. План природоохранных мероприятий можно ежегодно корректировать. И делать это нужно именно сейчас. Смог доказывает нашу правоту, — отмечает Дмитрий Калмыков.
Что делать?
Кардинальное решение вопроса по частному сектору — это газификация, убеждены экологи. Голубое топливо сгорает без остатка. И тогда вопрос решится. В план природоохранных мероприятий включен перевод отопления части зданий с угля на газ. С экоактивистами трудно не согласиться. Да, государству необходимо выделять средства, чтобы дотировать населению этот переход. Эти деньги будут непосредственно улучшать качество воздуха в городе.
— Газификация Карагандинской области началась в 2020 году и уже изменила жизнь многих семей, — отмечает депутат Карагандинского городского маслихата Марина Платонова. — Раньше многим приходилось заготавливать уголь, тратить силы на растопку и терпеть угольную пыль. Теперь все проще: газ пришел в дома, подарив комфорт и тепло без лишних забот. Это не только удобно, но и безопасно — больше не нужно беспокоиться о пожарах или тяжелой работе с печами. Воздух стал чище, а жизнь — спокойнее. Газификация — это забота о нашем здоровье. Жители области видят, как шаг за шагом их повседневная жизнь меняется к лучшему. Газ не только согревает дома, но и открывает возможности для развития предприятий, делая регион современнее. Мы чувствуем, что движемся вперед, и это вдохновляет.
Однако оптимистичный настрой народных избранников опровергают реалии. Между тем согласно оценкам в 2019 году загрязнение атмосферного воздуха (воздуха вне помещений) стало причиной преждевременной смерти 4,2 миллиона человек во всем мире. Это выводы экспертов Всемирной организации здравоохранения.
По оценкам международной организации, в 2019 году около 37 процентов случаев преждевременной смерти, связанных с загрязнением атмосферного воздуха, произошли в результате ишемической болезни сердца и инсульта, 18 и 23 процента — в результате хронической обструктивной болезни легких и острых инфекций нижних дыхательных путей соответственно и 11 процентов — в результате онкологических заболеваний дыхательных путей.
— Люди, живущие в странах с низким или средним уровнем дохода, несут непропорциональное бремя болезней, вызванных загрязнением атмосферного воздуха: на эти районы приходится 89 процентов из 4,2 миллиона случаев преждевременной смерти, — сказано в материалах ВОЗ.
Фото автора