Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Серные реки, нефтяные берега?
Среда обитанияЭкология

Серные реки, нефтяные берега?

Добыча полезных ископаемых может уничтожить реки и озера Казахстана

Правительство намерено разрешить добычу полезных ископаемых в руслах рек и озер. Об этом заявили в своем телеграм-канале общественный деятель Айнур Курманов, а также мажилисмен Бакытжан Базарбек в своем аккаунте в Facebook. 

По словам Айнура Курманова, «в Мажилисе разгорелся конфликт вокруг доступа к недропользованию в руслах рек». Речь о том, что Правительство настаивает на отмене запрета, установленного новым Кодексом о недрах и недропользователях, который препятствует дальнейшей эксплуатации уже заключенных контрактов на добычу полезных ископаемых в этих зонах.

Кроме того, Курманов ссылается на мажилисмена Бакытжана Базарбека, который категорически против этого предложения. Его позиция, судя по публичным заявлениям, находит поддержку среди коллег, хотя конкретные имена союзников пока не называются.

В свою очередь Базарбек в своем аккаунте в Facebook ввиду создавшегося положения спрашивает, кто же прав в данной ситуации. Потому как, по его словам, «Правительство протаскивает поправку, позволяющую добычу полезных ископаемых на руслах рек и озер по контрактам, которые были заключены до принятия Кодекса о недрах».

— Я, как депутат Мажилиса Парламента, как эксперт в области земельного и экологического права, на очередном заседании рабочей группы по проекту Водного кодекса осудил разработчиков за поправку, которая позволяет некоторым компаниям добывать полезные ископаемые на руслах рек и озер по контрактам, которые были заключены до принятия Кодекса о недрах, — говорит Бакытжан Базарбек. Он приводит в подтверждение своих слов несколько аргументов.

Во-первых, на руслах рек и озер априори, даже соблюдая меры промышленной, экологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, опасно добывать полезные ископаемые, так как это негативно влияет на состояние водного объекта, состояние экологии и биологического разнообразия рек и озер. 

— При добыче в водную среду попадают опасные примеси и отходы производства, тяжелые металлы, которые негативно скажутся на качестве воды в реках и озерах, — утверждает мажилисмен. — А во-вторых, это риск для населения, которое живет рядом с реками и озерами, пасет скот, рыбачит, в конце концов, купается и пьет воду из этих водоемов.  

Параллельно он приводит аргументы, которыми вроде как манкирует Правительство, Министерство водных ресурсов, Министерство промышленности и строительства, Министерство экологии и Министерство юстиции. 

Дескать, «эти контракты с этими компаниями заключены до принятия Кодекса о недрах, в этих компаниях работают сотни людей, они оплачивают налоги, создают рабочие места, и запрет добычи на руслах рек и озер для этих компаний негативно скажется на людях, экономике стран».

Между тем в прошлом году произошло одно из самых серьезных наводнений, которое и без того наглядно продемонстрировало уязвимость прибрежных территорий и риски, связанные с наличием различных объектов в водоохранных зонах.

— Тогда общественность требовала немедленного удаления всех неуместных сооружений, включая шахты и другие горнодобывающие предприятия, расположенные слишком близко к рекам. Расчистка водоохранных зон была представлена как необходимая мера для предотвращения катастрофических последствий будущих паводков. Многие эксперты подчеркивали угрозу не только затопления самих шахт, но и загрязнения водных ресурсов в результате возможных аварий и выбросов вредных веществ, — говорит Курманов. 

Хуже того, строительство и эксплуатация горнодобывающих предприятий в прибрежных зонах, по его словам, приводят к деградации экосистем, разрушению береговой линии и утрате биологического разнообразия. И с этим трудно спорить.

— Сейчас Правительство, пренебрегая этими фактами и общественным мнением, стремится восстановить возможность добычи полезных ископаемых в руслах рек.

 Это вызывает серьезные подозрения в том, что интересы крупного бизнеса ставятся выше общенациональных интересов и экологической безопасности. Такая позиция Правительства неизбежно порождает вопросы о возможном влиянии коррупционных факторов. Не исключено, что крупные горнодобывающие компании оказали давление на чиновников, лоббируя свои интересы и игнорируя риски для окружающей среды и населения, — полагает общественный деятель Айнур Курманов. 

В любом случае не секрет, что каждая добыча независимо от местоположения сопряжена с рисками загрязнения почвы, воды и воздуха. В случае прибрежных зон эти риски значительно увеличиваются из-за близости к источникам питьевой воды и уязвимости экосистем. 

— Поэтому необходимо усилить контроль за деятельностью горнодобывающих компаний и внедрить более строгие экологические нормы и требования к охране водоохранных зон. Прозрачность и ответственность в этом вопросе должны стать приоритетами для Правительства Казахстана, — заключил Айнур Курманов.

Читайте в свежем номере: