Так уж сложилось, что дикая природа периодически напоминает человеку, что вытесненная из своего ареала обитания, она не намерена с этим мириться. Так, зимой павлодарцы столкнулись с нашествием косуль, которые заходили в сам город. Не первый год с местными рыбаками соперничает баклан. Отвоевывает свое место под солнцем и сайгак. Человек же вместо того, чтобы найти оптимальный вариант соседства, часто готов идти только на кардинальные меры.
Недавно аграрии Павлодарской области пожаловались на диких кабанов, которые развелись в пойме Иртыша. По их словам, звери перепахивают не хуже любой сельхозтехники большие пространства земель, предназначенных под пашни. В голодное время они могут наведаться на поля картофеля, зерновых, нанося вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и вытаптывают посевы. Но поскольку они приглядели для себя пойму, которая является защитной территорией, к ним никаких мер принять нельзя. А сотрудники Баянаульского государственного национального природного парка запечатлели на видео двух детенышей дикого кабана, резвящихся в траве. По словам руководителя учреждения Аждара Жусупова, в прошлом году на территории национального парка насчитали более сотни диких кабанов. Опасны ли они для человека? Эксперты считают, что нет, зверь пуглив, просто не стоит переходить ему дорогу.
Охота на баклана
Рост численности рыбы в водоемах Павлодарской области привлек сюда баклана. Прежде птица останавливалась здесь, чтобы передохнуть перед дальней дорогой, но в последнее время она не просто остается подкрепиться, но и гнезда вьет. По данным областного управления недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов, в 2023 году число особей достигло почти 12 000. Согласно научным исследованиям, проведенным по заявке управления недропользования, рекомендовано изъять, то есть отстрелить в текущем году 2300 птиц, что составляет 20 процентов от общей численности. По расчетам ученых, возросшая в последнее время популяция большого баклана, потребляющая в день более двух тонн рыбы в пик своей численности, негативно повлияет на биологическое равновесие ихтиологической обстановки Иртыша. Эта птица предпочитает плотву, окуня, карася, язя, сазана и леща.
Впрочем, ученые осознают, что отстрел птицы должен вестись осторожно, и только на основе постоянного мониторинга. Человек сам невольно стал виновником распространения баклана вдоль Иртыша, который не является здесь аборигенным видом, и еще два десятка лет назад их насчитывали единицы. Запуская рыбу в реку на пополнение запаса, создали хорошую «столовую» для баклана. Примерно такая же история и в Восточно-Казахстанской области, где в местном водохранилище прибавилось воды. Соответственно — рыбы и следовательно — птицы. Теперь она рассматривает акваторию как конечный пункт, осваиваясь вниз по течению реки, залетая на другие водоемы. Сегодня бакланы в теплое время года обитают в Абайской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областях и приграничной Омской области России, где птицу много лет считали вымирающей и занесли в Красную книгу. Человек заселил Иртыш чужеродной для данной реки рыбой, изменив ихтиофауну. Ну и баклан пришел как санитар. Главная задача — создать птице некомфортные условия, чтобы она особенно не засиживалась в этих местах.
А между тем молодые и не обремененные интеллектом актюбинцы взяли живого ежа и пинали его вместо мяча. Полиция Актобе доставила живодеров в отдел и завела уголовное дело. Получается, любить природу может заставить только жесткое наказание?
Фото Талгата Галимова