Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Проблема обмеления Каспийского моря
Среда обитанияЭкология

Проблема обмеления Каспийского моря

О хроническом обезвоживании земель Казахстана уже сказано много, и эта проблема набирает все большую актуальность. Вот уже и Правительство ставит ее в разряд самых приоритетных. Иное было бы странно, конечно. Но в последнее время в СМИ все чаще всплывает и еще один серьезный «водный» вопрос — о падении уровня воды в Каспийском море. Так в чем же дело?

Со школы помним, что Каспий, конечно, море, да непростое. Это замкнутый водоем, большое бессточное озеро, но не море в традиционном понимании этого слова. Уровень Каспийского моря как замкнутого бессточного водоема подвержен длительным многолетним и коротким сезонным колебаниям. Эти объемные изменения водных масс имеют медленный, относительно плавный характер, создавая фон для кратковременных и резких деформационных колебаний моря. 

Вечный круговорот 

Не совсем правильно говорить, что Каспий мелеет. Это не так. Уровень воды то повышается, то наоборот понижается. Для того чтобы подробнее разобраться в вопросе, мы обратились к человеку, который занимается исследованием Каспийского моря более десяти лет. Наурозбаева Жанар Куанышевна, кандидат географических наук, посвятила проблемам этого водоема более 60 научных публикаций, а сейчас все также занимается исследованиями в этой сфере в Институте географии и водной безопасности. 

— Существуют многовековые колебания, которые проявляются как цикличность уровня моря, и есть сезонные колебания, то есть сгонно-нагонные явления. Побережье Северного Каспия пологое, что способствует даже при незначительных скоростях ветра, при условии их однонаправленности, формированию сгонно-нагонных явлений. Как правило, фиксируется в среднем до 7080 таких явлений в течение года в казахстанском секторе Каспийского моря. Наибольшая повторяемость приходится на переходные сезоны года, когда море может отойти на несколько километров или наоборот затопить прибрежную зону. Это естественное явление... В целом уровень воды в Каспии подвержен влиянию множества факторов. Это и климатические, и глубоководные, и тектонические, и антропогенные факторы.

Стоит отметить, что в период с 1900 по 2022 год, имеющий наиболее достоверный многолетний ряд наблюдений, уровень Каспийского моря колебался от минус 25,74 метра по Балтийской системе (БС) (принятая в России и ряде стран СНГ система абсолютных высот, отсчет которых ведется от нуля Кронштадтского футштока) до минус 29,01 метра. С 1978-го началось интенсивное повышение уровня, продолжавшееся 18 лет (1978 - 1995 годы). За это время уровень моря повысился на 2,5 метра, достигнув отметки минус 26,62 метра в 1995 году. Средняя интенсивность подъема составила около 14 сантиметров в год, а в отдельные годы — до 36 сантиметров. С 1995 года повышение замедлилось, а с 2006-го уровень моря стал снижаться. В 2021 году его отметка была -28,42 метра, а в 2022-м уровень уменьшился на 24 сантиметра, достигнув -28,67 метра. В июне 2022 года уровень был на 25 сантиметров ниже, чем в июне предыдущего года (-28,51 и -28,26 метра соответственно). Одной из важнейших причин снижения уровня моря является зарегулированность его водных артерий — это реки Волга и Урал. Кроме того, в последние годы особое влияние оказывают и последовательные маловодные годы в речных бассейнах Прикаспия. В связи с повышением средних значений температуры воздуха, ростом термического фона, увеличением повторяемости дней с экстремальными температурами воздуха происходит и увеличение испаряемости с водной поверхности, что является важной составляющей водного баланса водоема. Режим осадков также претерпевает некоторые изменения в условиях потепления климата. Сумма выпадающих осадков уменьшается, возрастают периоды без осадков, то есть становятся более продолжительными. 

Страсти по Каспию 

Последние несколько лет в СМИ активно обсуждаются вопросы, связанные с падением уровня моря. То нас будто бы нарочно пытаются напугать прохождением «критической отметки», то наоборот успокаивают. Мол, еще четыре года и начнется так называемый «многоводный период». В общем, разница между песчаными барханами и морскими гребнями — в один клик... Очевидно, возникают и закономерные вопросы: истина то где? неужели посередине? 

— Что касается большого количества мнений по прогностической части, то здесь, на мой взгляд, больше зависит не от уровня профессионализма специалиста, который пытается сделать перспективный анализ, но и от инструментов, которые они используют. Каспийское море довольно уникально, его месторасположение подвержено различным барико-циркуляционным образованиям в течение года. Существует множество климатических сценариев, разработанных группами ученых-специалистов мирового масштаба, которые довольно широко применяются для перспективного анализа. Но, как правило, процесс адаптации довольно сложный для той или иной местности. Тем не менее сотрудники Национальных гидрометеорологических служб России и Казахстана (Росгидромет, РГП «Казгидромет») успешно проводят расчеты будущих гидрометеорологических параметров на перспективу до конца столетия. По данным прогноза до 2030 года, уровень Каспийского моря может достигнуть минус 29,4 метра БС — минус 29,6 метра БС... Как показывает практика, мы движемся в этом направлении. Например, порт Актау уже сейчас регистрирует отметку минус 29,5 метра БС... 

Напомним, что снижение уровня моря ниже отметки минус 28,0 метра БС может повлечь за собой негативные последствия для экосистемы. Обмеление протоков, уменьшение мест для нереста, повышение засоления приведут к уменьшению областей для кормления рыбного стада, что повлечет за собой уменьшение улова и, следовательно, создаст проблемы для рыбодобывающих предприятий. Снижение уровня также существенно затруднит хозяйственную деятельность в береговых и мелководных зонах. Особенно затронет предприятия, связанные с портовыми сооружениями и морскими перевозками. Это и происходит на практике, например, в порту «Курык» и килькодобывающем порту Махачкалы... 

— В Западном Казахстане нет источников пресной воды. Они опресняют соленую воду из Каспия. Куда девается соль? Это большой вопрос. Если падает уровень воды, будут страдать все сферы: рыболовная, судоходная, питание, фауна и флора... Это очень сложный и очень комплексный вопрос. К тому же Каспийское море — трансграничная зона, где все еще стоит вопрос о границах. Главная же проблема Казахстана, на мой взгляд, — это отсутствие квалифицированных кадров. Тут необходим комплексный подход, а у нас экологи работают отдельно, метеорологи — отдельно и т.д. Есть еще дипломатический момент. Зачастую на переговоры отправляются дипломаты. Без сомнения, специалисты в своей области, но не специалисты именно по изучению самого водоема и его окружающей среды. 

Море — озеро — пустыня

Получается весьма противоречивая картина. Проблема — налицо, с решением — сложно. 

— Вообще, по прогностической информации, мы считаем до 2030-го, 2050-го, 2100 года. Там нет повышения уровня воды, все идет на понижение. Даже если брать температуру воздуха — идет рост температуры. Соответственно, больше испаряемости с водной поверхности, ниже уровень воды. Острая проблема будет по питьевой воде не только для Западного Казахстана, но уже для всей страны. Северная часть Каспийского моря, на мой взгляд, находится в опасной зоне, — говорит Жанар Наурозбаева. 

Конечно, любые прогностические данные, как было сказано выше, могут иметь погрешности, но тенденция налицо. Медленно, но верно море уходит все дальше в себя... 

Какие выводы можно сделать? Наверное, пора перестать воспринимать Каспийское море как абстрактное место на западе Казахстана, на котором скучковались черные «нефтяные» точки. На деле за Каспием стоят жизни исчезающей каспийской нерпы, осетра, многочисленной флоры и много чего еще, но самое главное — человека. Существующие межгосударственные договоренности — очень медленный и громоздкий механизм. Но других вариантов нет. Только совместными усилиями всех прикаспийских государств можно хоть как-то минимизировать возникающие проблемы, превращая их в решаемые задачи. А можно, конечно, ждать очередного природно-климатического цикла, когда уровень Каспия начнет снова повышаться. Вот только из ныне живущих поколений вряд ли кто это увидит. 

Читайте в свежем номере: