Во многих странах мира доходы от туризма составляют солидную долю ВВП — то, к чему Казахстан стремится уже не первый десяток лет. Однако сейчас, когда уже проделан колоссальный объем работы, а туристическая инфраструктура становится все более привлекательной, наружу выходят проблемы, будто из какого-то средневековья.
Лучше притормозить
Туристическая отрасль Казахстана пусть и медленно, но все-таки движется в направлении развития, получая поддержку на самом высоком уровне. С 2020 по 2022 год в туризм были привлечены инвестиции в размере четырех миллиардов долларов. По данным, опубликованным на официальном информационном ресурсе Премьер-министра республики, только в первом полугодии 2024 года инвестиции в туризм составили более 390 миллиардов тенге.
Радует, что теперь мы видим не только астрономические суммы, вливаемые в индустрию, но и обратную связь в виде отзывов о Казахстане в других странах мира. Так, в 2024 году Казахстан был назван «ведущим направлением для индийских путешественников» по версии India Today. Помимо этого, Алматы вошел в ТОП-52 лучших туристических направлений по версии The New York Times, а горнолыжный курорт «Шымбулак» был включен в ТОП-5 локаций по версии Conde Nast Traveler Italy. Из глобальных достижений можно отметить то, что Казахстан занял 52-е место из 119 в списке туристических направлений согласно индексу Всемирного экономического форума (World Economic Forum) о развитии путешествий и туризма, а по критерию ценовой конкурентоспособности — второе место.
В общем, слава о Казахстане растекается по мировым туристическим каталогам, что, несомненно, дает повод говорить о значительном притоке интуристов. И действительно — в стране много живописных мест, которые намного круче уже наскучивших миру маршрутов: египетских пирамид, венецианских каналов, Эйфелевой башни и т.д. Практически рядом с каждым казахстанским городом есть своя изюминка, обладающая идентичностью и неповторимостью. Близ Алматы — это, конечно, «Шымбулак», позволяющий оказаться на высоте птичьего полета. Возле Астаны — Боровое. В Актау — конечно же, Каспийское море. Ну или озеро, если цепляться к мировой классификации водоемов.
Флора и фауна Каспия уникальны, что придает городу Актау, расположенному непосредственно у берега, свой неповторимый шарм. Но, как считают эксперты, город не готов к приему туристов из-за дефицита того, что является основой жизни — воды.
В частности, председатель регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации Ecojer и член общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов РК Адильбек Козыбаков высказал свое мнение по поводу рекламы Актау в социальных сетях и заявил, что не стоит приглашать туристов в город, где есть большие проблемы с водой.
«Я как житель и патриот, с одной стороны, поддерживаю, но с другой он показывает только плюсы, хотя есть существенные минусы — та же нехватка воды. Я считаю, что пока не решили проблему с питьевой водой, не надо нам приглашать туристов. Нужно «притормозить» бешеную рекламу новых жилых комплексов, учитывая дефицит воды», — призывает он.
Вечная модернизация
Ход мыслей эколога понятен. Н сложно представить отзывы интуристов после визита в Казахстан, когда, допустим, искупавшись в соленом море, они не смогут принять душ или хотя бы просто умыться.
В действительности возникает вопрос — почему один из самых богатых (если не самый богатый) регионов страны страдает из-за дефицита пресной воды? Понятно, что город находится в засушливом регионе, но ведь не в пустыне же! Современные технологии позволяют преобразовывать соленую воду в пресную, да и вопрос этот как бы был решен еще в прошлом веке. Но обо всем по порядку.
Оказалось, что в самые жаркие дни июля актаусцы вдруг остались без воды. При этом акимат города сообщил, что повода для беспокойства нет. Мол, все под контролем.
«Для решения ситуации с недостатком воды Правительство РК запустило проект по увеличению мощности опреснительного завода «Каспий» с 20 000 до 40 000 кубических метров в сутки. Первую установку по производству воды мощностью 5000 кубометров запустили 25 июля. Остальные четыре введут в эксплуатацию к концу августа. До осени мощность завода увеличат в два раза, а в регион дополнительно подадут 40 000 кубометров воды», — заверили в акимате.
Но то, что ближе к осени с водой будет легче, понятно и без заявления акимата. Ведь в более прохладное время года ее потребление сокращается примерно вдвое (для справки, в зимний период потребление питьевой воды в Актау составляет 32-34 тысячи кубометров, а летом — до 54 тысяч кубометров. — Ред.). Вопрос в том, что такая ситуация вполне прогнозируема и непредвиденной не является. Однако, несмотря на это, дефицит воды власти все-таки допустили. Здесь, как оказалось, есть немало интересных аспектов.
Тема модернизации завода поднимается ровно столько времени, сколько он существует. На увеличение мощности опреснительной установки этого предприятия из бюджета страны еще в период с 2019 по 2022 год было выделено 12,1 миллиарда тенге. Проект планировали завершить в июне 2023-го, но в мае того же года в акимате Мангистауской области сообщили, что не успевают к сроку, да и денег у них не хватило. Попросили Премьера выделить еще 5,6 миллиарда тенге. Уже пройден экватор 2024-го, а заявленных 40 000 кубометров актаусцы пока так и не увидели. Получается, что 17,7 миллиарда тенге как в воду канули, которой к тому же нет, или как еще понимать затянувшуюся модернизацию?
Неудивительно, что местные экологи дают рекомендации на сдерживание турпотока. Если отталкиваться от вышеуказанных цифр, то очевидно, что даже после затянувшейся модернизации мощностями одного только опреснительного завода «Каспий» проблема пресной воды в городе не решится. К слову, еще в прошлом году на тот момент аким Мангистауской области Нурлан Ногаев давал свои прогнозы, согласно которым ситуация с водой должна была решиться к 2025 году. В частности, для исключения дефицита не только в Актау, но и на всем полуострове Мангышлак планировалось реализовать семь проектов по строительству опреснительных установок суммарной мощностью 200 000 кубометров в сутки.
Спустя год ситуация радикально не изменилась, а вместо указанных выше семи проектов теперь в разработке целых девять. В начале текущего месяца заместитель руководителя Управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мангистауской области Сериккали Канапин сообщил, что объем подаваемой воды по области составил 170 000 кубометров, дефицит — около 30 000 кубометров.
«Для поэтапного решения дефицита питьевой воды в регионе ведется строительство девяти опреснительных заводов и установок мощностью 140 500 кубометров в сутки, проведены работы по реконструкции и расширению первого магистрального водопровода. В настоящее время через частного инвестора ТОО «Алека» в селе Саина Шапагатова обеспечено 4000 кубометров питьевой воды в сутки. Ведется проект строительства опреснительного завода на 7000 кубических метров в городе Актау. За счет собственных средств Актауского опреснительного завода проект осуществлялся поэтапно. Сегодня установленная мощность комплекса составляет 6500-7000 кубометров в сутки. Завершены СМР проекта расширения по увеличению мощности опреснительного завода «Каспий» в городе Актау до 40 000 кубометров в сутки. Запуск запланирован на конец августа. Для снижения дефицита питьевой воды в городе Актау на территории ТОО «МАЭК» завершены монтажные работы установки опреснения обратного осмоса производительностью 6000 кубометров в сутки, сейчас установка запущена», — сказал Канапин.
Если верить цифрам, то опреснительные заводы возводятся по всему полуострову Мангышлак, и, возможно, дальше будет лучше. Если, конечно, то что говорится в официальных отчетах, не будет расходиться с тем, что происходит на местах. Мы искренне верим, что все так и еть. Но достаточно ли будет обозначенных 200 000 кубометров?
Привет из прошлого
В рамках поручения главы государства Касым-Жомарта Токаева решить проблему дефицита питьевой воды в Мангистауской области планируется поэтапно реализовать указанные выше девять проектов. И ключевые факторы здесь не столько количественные, сколько качественные. Будут ли эти девять новых заводов выдавать необходимый объем воды? С тем же опреснительным заводом «Каспий» добиться эталонных показателей до сих пор не удавалось.
Есть здесь и другой принципиальный момент — рост потребления. Как ранее указывал Сериккали Канапин, в летний сезон 2023 года объем водоснабжения населения области составлял в среднем 150 000 кубометров в сутки, а в этом году этот показатель вырос в среднем до 200 000 кубометров. То есть к тому моменту, когда все опреснительные заводы запустят, реальный объем потребления уже может составлять те же 250 кубометров, что вновь приведет к дефициту.
Напомним, основной причиной, приведшей этим летом к нехватке воды, акимат Актау указал повышенный температурный фон. Мол из-за сильной жары нарушается технологический процесс и опреснительные заводы не способны работать на полную мощность. Но будем честными — 40-42 градуса по Цельсию нельзя считать аномальной для Мангышлака температурой. Такие показатели в Актау регистрируют каждое лето.
Местные жители указывают, что проблема вовсе не в каких-то аномальных температурных показателях, а в строительстве новых сооружений, в числе которых и большие отели, и аквапарк, на обслуживание которых уходит большое количество воды. Здесь, согласитесь, с актаусцами сложно поспорить.
На фоне всего происходящего невольно вспоминается удручающая судьба актауской АЭС, которая уже в 70-х годах (вдумайтесь в цифру) давала 120 000 кубометров пресной воды в сутки. То есть и сегодня одной только этой станции хватало бы, чтобы перекрывать потребность Актау на 250 процентов. Но уникальное предприятие пало жертвой политических распрей между странами, которые с Казахстаном не имеют даже общей границы. Об истинной причине пусть и не принято говорить вслух, но она известна большинству: США боялись, что плутоний с АЭС мог попасть в Иран со всеми вытекающими последствиями. В начале 90-х США в обмен на закрытие АЭС пообещали Казахстану профинансировать возведение новых опреснительных и отопительных заводов. Но в итоге мы имеем то, что есть — предприятия, не способные обеспечить даже горожан, не говоря уже о жителях отдаленных сел и аулов.
В системе явно произошел сбой, и не сложно догадаться, какой именно — это уже в прошлом. Сейчас главное — сделать так, чтобы текущие проблемы также ушли в историю, в противном случае о развитии туризма действительно не может идти никакой речи.