Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Не только фермерам в помощь
Среда обитанияЭкология

Не только фермерам в помощь

Как водосберегающие технологии снижают затраты поливной воды

фото Талгата Галимова

Региональный экологический центр Центральной Азии совместно с Coca-Cola в Казахстане представили свое видение проблемы и эффективные проекты по водосбережению в рамках отчетного мероприятия «Рациональное использование природных ресурсов как основа успеха устойчивого развития бизнеса».

Считается, что на территории Азии Казахстан по дефициту водных ресурсов находится на восьмом месте. И потому в современных реалиях изменения климата крайне важно наладить эффективное управление водными ресурсами в странах ЦА. Как задействован крупный бизнес в решении стратегически важной задачи, и какие шаги уже сделаны? Об этом и не только своим мнением с «НП» в эксклюзивном интервью поделилась директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию CCI Казахстан Алима Исембаева.

— Алима, какова основная идея, основной посыл, который вы хотите донести до общества?

— Основной идеей является то, что мы хотели бы отчитаться перед обществом и государством о том, что делаем с точки зрения устойчивого развития. Мы поставили конкретные цифры и достижение показателей до 2030 года на каждую страну, где работаем. Соответственно, публикуем ежегодные отчеты о том, что уже сделано. Сегодня мы поделились результатами по нескольким векторам, при этом основных направлений насчитывается шесть. Это упаковочный материал, водные ресурсы, климат, права человека, разнообразие/инклюзивность и сообщества. В каждом из этих направлений были достигнуты те или иные результаты, которыми мы, повторю, делимся. В июне 2024 года вышел интегрированный отчет за прошлый год. Почему так долго? Все данные проверялись международными сертификациями, аудиторами. В итоге все цифры были верифицированы и доказаны.

исембаева.jpg
Алима Исембаева

— Каковы результаты, учитывая проблематику водных ресурсов в Казахстане? 

— Что касается водных ресурсов, то мы очень много вкладываем в то, чтобы уменьшать их потребление. Плюс то же касается очистки сточных вод и их повторного использования. Также мы воплощаем совместные проекты с фермерами, например, в Акмолинской области, касающиеся капельного орошения сельхозформирований в бассейне реки Ишим. Один из компонентов таких проектов — это обучение. В ходе него аграрии узнают, что это, как это внедрять, какую экономию и пользу это приносит и т.п. Второй — это привлечение и обучение женщин фермерскому хозяйству. И третий, самый важный — это экономия водных ресурсов. При этом было показано, как это можно делать, каким оборудованием пользоваться. И — да, в результате экономия воды возросла в шесть раз. Также в несколько раз выросли показатели урожайности. Не стоит забывать и об экономии рабочих и временных ресурсов. Если раньше четыре человека занимались поливом в течение 10 дней, то сегодня процесс полива занимает всего два дня. Что касается финансов, то, если ранее фермер оплачивал, например, около 100 000 тенге за использованную для полива воду, то сейчас он может уложиться в 27 000 тенге за тот же ее объем. 

— Что вы скажете о ТБО? 

— В республике очень большая проблема с переработкой отходов. У нас есть утилизационный сбор, оператор РОП, Минэкологии. Но, к сожалению, ничего не работает. Наша компания как производитель и импортер оплачивает тот же утилизационный сбор с 2018 года. Но, как вы знаете, в 2022 году пришел новый оператор «Жасыл Даму», и с тех пор ничего не делается, а деньги с компаний-импортеров собирают. Мы по-прежнему оплачиваем утилизационный сбор, который не идет на благо отрасли. 

— И что же вы предлагаете?

— Хотим, чтобы нам дали возможность работать напрямую с переработчиками, которые покупают определенный объем сырья, того же пластика, и перед которыми стоит конкретная задача. Например, мы сегодня работаем с такими компаниями, как Ls Petropavlovsk, ТОО «Радуга», «Вторсырье Караганда». Все они собирают и перерабатывают бутылочный пластик, которому дают вторую жизнь, выпуская из него товары народного потребления. И мы хотим, чтобы переработанный пластик снова шел на упаковку продукции. Это называется переработанный ПЭТ.

Читайте в свежем номере: