Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
Среда обитанияЭкология

Когда кончится лес...

Лесные пожары обходятся государству в десятки миллиардов тенге

WELAR

Ежегодно в Казахстане более чем на 30 миллионах гектаров лесных массивов выявляется около тысячи пожаров. При этом за последние пять лет сгорели 610 000 гектаров леса. Это равно по площади 10 территориям Сингапура или трем площадям такого государства, как Люксембург. В результате пожаров гибнут люди, заживо горят дикие животные и уничтожаются растительные ресурсы. За эти несколько лет лесные пожары обошлись государству в 30 миллиардов тенге, и это только официальные данные. Что уж говорить о неучтенных потерях? 

Такие цифры прозвучали в ходе очередного правительственного часа, состоявшегося в Мажилисе Парламента РК в преддверии предстоящих пожароопасных сезонов в республике, которые в зависимости от региона наступают в марте-апреле и длятся до глубокой осени. 

Депутаты были настроены серьезно, и «гладкие», по их мнению, доклады двух профильных ведомств Минэкологии и МЧС, похоже, их не удовлетворили. 

— Допускается множество ошибок. Нужна профилактическая подготовка! Нет смысла рыть колодцы во время пожара. О необходимости конкретных изменений и строгого надзора за отраслью говорит прошлогодний трагический пожар, охвативший 63,5 тысячи гектаров леса в области Абай и пожар на 40 тысячах гектаров леса в Костанае. Общественность обеспокоена работой МЧС. 

Вызывает также много вопросов работа и Института сейсмологии. Во время землетрясения в Алматы не включилась сирена, пользователи сотовой связи не получили никаких сообщений. В чем проблема? А ситуация в микрорайоне Тау-Самал южной столицы? Прошел оползень, описываемый как движение слоя почвы вниз из-за ее насыщения грунтовыми водами природного и техногенного характера. Ведутся ли разведочные или профилактические работы на таких территориях? Для нас стало привычным бороться с последствиями проблемы. Однако необходимо изучать опасные территории и проводить прогнозные работы, чтобы предотвратить трагедии, — заявил депутат Руслан Берденов. 

Со своим коллегой согласилась и мажилисвумен Ажар Сагандыкова, которая подчеркнула, что «радужные картины от двух министерств ее не впечатлили». 

 — Вы подчеркиваете плюсы системы, но от этого ситуация в стране лучше не становится. Наше Правительство привыкло тушить пожары и в прямом, и в переносном смысле. Но где выхлоп от многомиллиардных сумм, выделяемых ежегодно государством на эти цели? Хуже того, традиционно Министерство по чрезвычайным ситуациям в случае каких-то проблемных вопросов переводит стрелки на Министерство экологии и наоборот. В редких случаях виноватыми могут оказаться акиматы. Но отвечал ли кто-нибудь на вопрос, почему каждому казахстанцу необходимо задуматься о своей ответственности за сохранение уникальных природных объектов? Ведь, если на уровне каждого человека, будь то чиновник, ребенок или взрослый, не будет этого понимания, никакие бюджетные вливания в этом вопросе не помогут, — отметила парламентарий, предложив столь болезненный вопрос в обязательном порядке «решать с участием МИОР, Минпросвещения и Министерства образования и науки». Но главное — задуматься о решении проблемы кадров в лесной и смежной с ней отраслях, так как без этого «нет смысла обсуждать ситуацию». 

— И вообще, обращаясь к депутатскому корпусу, Правительству необходимо отойти от практики «розовых» оптимистичных докладов, а приходить с конкретными предложениями, — заключила Сагандыкова. 

С этими доводами трудно не согласиться, потому что до сих пор одной из актуальных проблем лесной отрасли действительно является нехватка кадров и отсутствие качественной системы подготовки работников лесных учреждений по обучению тактике и способам тушения лесных пожаров, а также соблюдению техники безопасности. Может, стоит увеличить количество грантов в вузах по специальности «лесное дело» и проводить обучение сотрудников лесопожарных станций на базе учебных центров МЧС? Можно также предусмотреть и государственные гранты по программе «Болашак» на обучение по данным специальностям в Южной Корее, Турции, Финляндии, где применяются передовые системы и методы тушения лесных пожаров. И — да, странно, что в развитии лесной отрасли республики сегодня практически не участвует наука. Казахский научно-исследовательский Институт лесного хозяйства и агролесомелиорации имени Букейхана — единственный в стране. Но даже от него не исходит каких-либо креативных нововведений, которые бы помогали решать проблемы, связанные с лесными и степными пожарами, разрабатывать отечественные климатические технологии, такие как, например, искусственный дождь и т.п. 

Как известно, скупой платит дважды. В случае же с Казахстаном, где лесов не то что не хватает, а катастрофически мало, их площадь к тому же стремительно уменьшается из-за лесных пожаров. 

Вот лишь несколько цифр, озвученных в ходе правительственного часа. 

Так, согласно комплексному плану первоочередных мер в сфере гражданской защиты на 2023-27 годы для материально-технического обеспечения всех лесных хозяйств республики необходимо 68 миллиардов тенге. Однако после двух крупных пожаров, случившихся за последние два года, сумма нанесенного ущерба составила 182 миллиарда тенге, при этом уничтожено более 100 000 гектаров леса. На лесовосстановительные мероприятия по укрупненным расчетам потребуется 150,9 миллиарда тенге. Плюс минимум 20 лет, которые будут необходимы для восстановления самих лесов. 

И вот тут возникает встречный вопрос — откуда, из каких источников они будут восстанавливаться? Дело в том, что в республике сегодня существует 218 государственных и 29 частных питомников по выращиванию посадочного материала. Согласно поручению Президента РК, необходимо высадить в течение пяти лет более двух миллиардов деревьев в лесном фонде и 15 миллионов — в населенных пунктах. Однако отдельными акиматами план посадки до сих пор не исполняется ввиду того, что нет посадочного материала, то есть из-за отсутствия питомников, в которых этот посадочный материал должен выращиваться. Так вот теперь эти акиматы планируют закупать его за границей! Получается замкнутый круг — для развития отечественного бизнеса денег нет, а для поддержки зарубежного путем закупа у него посадочного материала — есть? 

И, наконец, главное и основное — это то, что в республике отсутствует единый подход к управлению лесным хозяйством. Так, как было на протяжении многих лет в отношении водных ресурсов до тех пор, пока не был создан единый орган управления — Министерство водных ресурсов и ирригации. Но сколько времени было упущено! Сколько воды утекло в прямом и переносном смысле в никуда! Теперь то же самое происходит и с лесным фондом Казахстана. Иными словами, необходимо срочно передать все лесные хозяйства в ведение Министерства экологии и природных ресурсов, забрав управление таковыми от местных исполнительных органов. В противном случае возрастает риск лишиться и того остаточного лесного хозяйства, которое еще пока существует в стране. 

Читайте в свежем номере: