Одна из главных водных артерий Казахстана река Иртыш наступившей весной снова может остаться без воды, тогда как прошлой осенью пойму водотока, напротив, серьезно затопило. Причина — неконтролируемые и чуть ли не безалаберные природоохранные попуски воды в пойму реки, нарушающие водно-экологический баланс всего региона.
По его словам, поводом для обращения послужила ситуация, связанная с ежегодным природоохранным попуском воды в пойму реки Иртыш.
— Проблема доступности и качества водных ресурсов по-прежнему остается актуальной. И вот снова поводом для депутатского запроса стали проблемы на этот раз поймы реки Иртыш. Так, прилегающие к ней земли имеют большое сельскохозяйственное значение и отличаются высоким плодородием. Также необходимо отметить, что пойма является естественной частью речной долины и после весеннего разлива луга поймы Иртыша служат основной кормовой базой животноводства региона. Более того, эта пойма является мощным социальным фактором, гарантированным источником жизнеобеспечения для устойчивого развития региона и составляет единую полноценную экологическую систему. Однако из-за бессистемного использования ее в хозяйственных целях происходит резкое снижение биологической продуктивности пойменного комплекса, исчезают ценные виды растений, погибает лес, происходит снижение плодородия почвы, — возмутился депутат.
С таким заявлением трудно не согласиться, поскольку, например, та же браконьерская вырубка многолетних пойменных лесов Иртыша в Павлодарской области в 2017 году привела к целому ряду проблем, не решенных до сих пор. Не говоря уже о том, что регион печально прославился своими многочисленными лесными пожарами, где человеческий фактор, согласно данным МЧС РК, был отмечен в более чем 88 процентах случаев их возникновения.
Плюс незаконный выпас скота в пойме Иртыша, самовольное строительство, захват земель под посевы и обустройство загонов, складирование мусора, незаконная рыбалка.
Это происходит несмотря на то, что в свое время для эффективного решения природоохранных мероприятий еще 27 июля 2001 года Постановлением Правительства РК пойме реки Иртыш был придан статус особо охраняемой природной территории в форме заказника, общая площадь которого составляет 377,1 тысячи гектаров.
Что касается ежегодных природоохранных попусков воды, то, по словам Николая Арсютина, «в прошлом году он (природоохранный попуск) был минимальным и затопление массива составило всего 30 процентов. В результате фермеры регионов не смогли обеспечить для своих нужд необходимый запас сена. И государству для поддержки хозяйств пришлось выделить денежные средства на субсидирование кормов».
К сожалению, этот случай оказался не единичным, как и неоднократные обращения общественности, а также мажилисме
Об этом же говорила еще в прошлом году и председатель ассоциации «Экофорум Казахстана» Светлана Могилюк:
— По отношению к Иртышу такое слово, как «обмеление» употреблять не стоит. Потому что эта река максимально зарегулирована каскадом водохранилищ. В первую очередь Бухтарминским и Шульбинским. Да и естественные процессы тоже сказываются. Например, регулярные маловодные годы, каким был тот же 2023-й. Но все-таки человеческий фактор я на
— Весной в пойму реки нужно сбрасывать часть воды из водохранилищ. Это так называемый природоохранный попуск. Но, например, в Бухтарминском водохранилище не накапливают для этого должного объема воды. В 2023 году было всего 24 кубокилометра при проектной мощности в 49 кубокилометров, — прокомментировал тогда депутат порталу orda.kz. Предположив при этом, что так получилось, во-первых, из-за строительства моста через Бухтарминское водохранилище, которому большой объем воды вроде как мог бы помешать. Во-вторых, расчет регу
— Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, хотелось бы услышать четкую позицию министерства в связи с предстоящими паводковыми мероприятиями. А именно: какие меры проведены по государственному учету запасов воды в Бухтарминском водохранилище? В цифрах — поступление и расход в зимнее время? Какой запас сформирован на сегодня и каков планируемый расход на весенний паводок? И, наконец, что сделано для единого порядка учета объемов водозабора из трансграничных рек и когда же все-таки будет внедрена система цифрового рабочего пространства? — заключил Николай Арсютин.
Фото Талгата Галимова