Что лучше — самолет или вертолет? Конечно, они разные и не подлежат сравнению. У каждого есть свои достоинства и недостатки. Гораздо важнее другое — кто пилотирует воздушное судно. Когда за дело берется ас, техника способна совершать невероятные маневры.
«Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо», — эти слова гениального ученого-изобретателя Леонардо да Винчи как нельзя точно передают те эмоции, которые переживает человек, очутившийся в небе. Сейчас сложно представить современную жизнь без авиации, ведь она давно вошла буквально во все сферы человеческой деятельности начиная от связи между континентами и заканчивая мониторингом окружающей среды. Увы, близ Алматы не так часто проходят мероприятия, которые позволяют познакомиться с воздушной техникой поближе, однако в перспективе стоит ждать перемен к лучшему. Старт марафону воздушных мероприятий дан: в минувшие выходные авиашоу «90 лет в небе Байсерке» стало настоящим праздником для всех присутствующих.
Организаторами авиашоу выступил юбиляр — алматинский аэроклуб «Отан» при поддержке Казахстанской ассоциации малой авиации (КАМА) и «Авиационной компании летный центр «Тянь-Шань». Примечательно, что, несмотря на пасмурную погоду и прерывистый дождь, на мероприятии собралось большое число зрителей. Не испугались дождя ни байкеры, приехавшие поддержать летчиков, ни молодые мамы с маленькими детьми.
Гостям была доступна статическая выставка — авиамузей под открытым небом, где все желающие могли оказаться на месте пилота. Люди буквально выстраивались в очередь, чтобы сделать снимок за штурвалом самолета. Ребятня облазила все доступные экспозиции, в числе которых были не только легкие самолеты по типу «кукурузник», но и массивный самолет воздушного наблюдения и аэрофотосъемки Ан-30.
Сам аэроклуб за время своего существования воспитал несколько поколений асов, в числе которых такие знаменитые личности как Герой Казахстана, летчик-космонавт Талгат Мусабаев, дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Сергей Луганский, российский летчик-космонавт Дмитрий Кондратьев.
Праздничное мероприятие началось с выступления Государственного духового оркестра РК, после чего взор зрителей устремился в серое дождливое небо. Как отметил ведущий, пасмурная погода и даже дождь не помеха для шоу, а где-то — даже и в помощь. Дело в том, что авиатехника не любит сильную жару, а совершая сложные виражи, двигатели работают на предельных режимах. Так что по-осеннему дождливая прохлада оказалась на стороне пилотов.
Вниманию зрителей было предоставлено более 15 единиц легкой авиации, в числе которых мотодельтапланы, самолеты и вертолеты, полет каждого из которых завораживал. Свое мастерство показали самые сильные пилоты малой авиации Казахстана, а отрыл секцию выступлений вертолет Ми-2, который пронес вдоль воображаемой сцены флаг Республики Казахстан.
Этот вертолет широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году было построено свыше 5400 единиц. Ми-2 может применяться как в сельскохозяйственных целях, так и для грузопассажирских перевозок. Внутри кабины можно разместить до восьми пассажиров.
Следом зрителям продемонстрировали свое мастерство парашютисты, которые десантировались с высоты около 800 метров над землей. Изначально был запланирован эшелон 1200 метров, но из-за густой и низкой облачности рубеж изменили. Собственно говоря, это не помешало мастерам своего дела разрисовать небо цветными узорами из дыма от сигнальных шашек. Также зрителям показали мастерство точной посадки на «мишень» и каскадный спуск, когда один парашютист буквально сидит на куполе другого, а тот, в свою очередь, третьего. Невероятное зрелище!
После был показан демонстрационный полет на самолете Ан-2 в составе командира экипажа Руслана Шуклинова и пилота-инструктора Эдуарда Арысланова. Ан-2 — многоцелевой самолет. В обиходе его называют «Аннушкой», «кукурузником» и «шестикрылом». Многие самолеты Ан-2 эксплуатируются более 40 лет, и налет некоторых из них достигает 20 000 часов. Ан-2 производился в СССР, Польше и КНР. Всего было построено более 18 000 единиц.
Следующим по юркости и маневренности оказался Як-18Т — легкий учебно-тренировочный и пассажирский четырехместный самолет. Эта модель, к слову, стала завершающей модификацией в серии модельного ряда семейства Як. Самолет достаточно легкий в управлении и позволяет выполнять фигуры сложного пилотажа, включая штопор.
Наиболее запоминающимися были выступления двухместного спортивно-тренировочного самолета Як-52. Как рассказали эксперты, он стал единственным в мире учебно-тренировочным спортивно-пилотажным самолетом, на котором возможно обучить летчика с нуля и довести его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу. Як-52 позволяет выполнение длительных перевернутых полетов и выполнение фигур высшего пилотажа с отрицательными перегрузками.
Также вниманию зрителей был представлен один из самых популярных типов вертолетов Eurocopter H125. Это легкий однодвигательный вертолет, разработанный для любых авиационных работ, корпоративных целей, а также идеально подходящий для полетов в горах. В 2005 году летчик-испытатель фирмы Eurocopter Дидье Дельсаль успешно посадил вертолет на вершину горы Эверест на высоте 8848 метров. Это был первый случай подобной посадки. Что же касается шоу, то на нем H125 «танцевал» под музыку всем известного вальса.
Организаторы приготовили очень большую и насыщенную программу, в рамках которой зрителям были представлены сложнейшие фигуры, такие как штопор, бочка, мертвая петля и ряд других, которые не оставили равнодушными даже искушенного зрителя.
Также гостям мероприятия был показан пилотаж авиамоделей, который оказался весьма интересным вкраплением в программу. Ведь непрерывно смотреть вверх, опрокинув голову назад, непросто. Поэтому смещение точки внимания ближе к земле оказалось весьма кстати. На самом деле полеты и номера авиамоделей были не менее зрелищными, ведь они выполняли такие трюки, которые в настоящей авиации попросту невозможны. Можете себе представить вертолет, летящий штопором, да еще вперед хвостом? В реальности это была бы неминуемая авиакатастрофа, а в авиамоделировании — красивый элемент шоу.
Напомним, что в последний раз авиашоу проходило в 2008 году. Это очень большой разрыв, обусловленный отсутствием практических возможностей. Как отметил президент КАМА Умирбек Кенесбаев, Казахстан — единственная страна в СНГ, в которой правительство полностью отрезало поддержку малой авиации. При этом РК является единственной страной в Азии, где пилоты малой авиации могут показать высший пилотаж — невероятный опыт, который просто необходимо передавать новому поколению. Вопрос лишь в том, что нет школы или какой-то иной базы, которые позволили бы не потерять те драгоценные навыки, которыми обладают казахстанские ветераны авиации.
Фото автора