Наконец в теме отсутствия внятных и четко прописанных правил для скутеров поставлена жирная точка. Президент подписал поправки в Закон РК «О дорожном движении» и Административном кодексе. Теперь легализация этой необузданной группы водителей — лишь вопрос времени. Когда на мопеды повесят номера и что грозит тем, кто будет уклоняться от закона?
Вопрос мопедов и рисков, к которым привела их популяризация, уже изучен буквально под микроскопом. Выдвигались самые различные методы борьбы, но, как мы и писали на протяжении нескольких лет, единственное верное решение лежало на поверхности. Заключается оно во включении всех мопедов в категорию А-1. Напомним, сегодня мопеды с объемом меньше 50 кубических сантиметров считаются вне закона и классифицируются как «иные участники дорожного движения». Эта законодательная лазейка и привела к тому, что сесть за руль мог кто угодно, а ездить, как захочется. Все равно кроме символического штрафа ничто не грозит даже в случае серьезного ДТП, не говоря уже о нарушения ПДД. Конечно, уровень мопедизации не дошел то такого, как в Таиланде, но число аварий, в том числе и со смертельным исходом, от года к году продолжает расти.
Претензии остальных участников дорожного движения широко обсуждаются в обществе, о них мы говорить не будем. При этом отметим, что проведенный редакцией полгода назад опрос водителей мопедов показал, что большинство из них были уверены в том, что все останется без изменений: «Нет, VIN-номера на раме с завода. И что они сделают?», «Смешно сдавать на права, чтобы ездить на такой моторашке», «Я все равно буду ездить, никто меня не заставит». Смешного тут на самом деле мало, как и шансов остаться безнаказанными — тоже.
Подписанные 4 октября главой государства поправки вступают в силу ровно через полгода, то есть с 4 апреля 2025 года. К этому времени все владельцы мопедов должны либо избавиться от транспорта, либо пройти все правовые этапы. Первый шаг — получение документов на право вождения. Если у райдера уже было водительское удостоверение категории «А» (мотоцикл) или «В» (легковой автомобиль), то этот этап можно считать пройденным, поскольку наличие указанных категорий дает право управлять мопедами. Если водительского удостоверение не было в принципе, то сдавать придется как минимум на категорию «А1» (мопед) или выше. Тут зависит от амбиций и планов на будущее самого водителя.
Отметим, что поправки могли принять и сразу. Уже немало воды утекло. Но мопедистам дали большой срок — полгода, чтобы привести все в порядок. Буфер времени нужен и МВД, чтобы избежать коллапса.
Поскольку никакого контроля импорта мопедов не было, то точное их число неизвестно. По разрозненным данным, речь о 80-100 тысячах ТС. Конечно, далеко не все из них встанут на учет. Некоторые наверняка укатят в дальние аулы, на джайлау, где сотрудников дорожной полиции нет как таковых. Какие-то просто окажутся на свалках металлолома, но как минимум половину узаконят.
Как именно будет проходить сама процедура регистрации, в МВД пока не уточняли. Известно лишь то, что узаконивать мопеды будут по упрощенной форме: проверят технику на криминал, сверят номер рамы, а тем, у кого его нет, присвоят и набьют, после чего можно будет получить номер и техпаспорт.
Отметим еще одно интересное наблюдение. Полгода назад на сайтах по продаже подержанной и новой техники было также много объявлений о продаже самых различных видов мопедов, как и сейчас. Но практически во всех был указан объем двигателя менее 50 кубиков. При этом достаточно было изучить любую из крупных моделей (благо в открытых источниках достаточно информации), как становилось очевидным, что мощность и объем двигателя транспортного средства значительно превышает этот допустимый для «беззаботной» езды предел. И таких мопедов на дорогах города большинство. То есть и раньше они передвигались с нарушением закона, но сейчас не об этом. Ныне картина поменялась — все продавцы как будто стали честными и в описании объявления указывают фактический объем ТС.
Сейчас, когда решение принято, шифроваться нет смысла, да и вариантов, как действовать дальше, не много. Поправки в закон подразумевают, что с апреля следующего года мопедисты будут жить по тем же правилам, что и остальные водители. А это прохождение технического осмотра, ежегодная уплата налога, обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей. Этот пункт, кстати, весьма актуален. Ведь, как отмечают те автолюбители, которым «посчастливилось» «поцеловаться» с мопедистами, чаще всего они оставались ни с чем. Дело в том, что в большинстве случаев водители мопедов не могли (или по попросту не хотели) возместить всю сумму за нанесенный ущерб. Доводить дело до суда решались не многие, да и перспективы такого разбирательства весьма туманны. Даже при условии, что нарушителя признают виновным, шансы на быстрое возмещение ущерба минимальны. Если виновник официально не трудоустроен или имеет только МЗП, то ждать выплат можно на протяжении нескольких лет. В свою очередь, наличие страхового полиса дает определенную надежду на хэппи-энд.
Вишенка на торте — ответственность. Сейчас за нарушение ПДД мопедистов привлекают по статье 615 КоАП, которая привлекает к ответственности «иных участников дорожного движения». Мера наказания — всего два МРП, или 7384 тенге. В свою очередь, с апреля 2025 года все будет по-взрослому. Приведем лишь несколько нарушений из числа тех, за которыми сейчас можно наблюдать практически ежедневно.
Итак. За выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено ПДД, — лишение прав на полгода. Разворот через две сплошные — это тоже лишение. Проезд на красный — 10 МРП (39 320 тенге). Укажем суммы штрафов на текущий год с поправкой на то, что в 2025 году они увеличатся пропорционально росту МРП. Разговоры во время езды по телефону — пять МРП (18 460 тенге). Управление мопедом в состоянии алкогольного опьянения — административный арест на 15 суток и лишение права управления транспортным средством сроком на семь лет (сейчас для мопедистов за это нарушение предусмотрен лишь штраф в размере пять МРП «за распитие алкогольных напитков в общественном месте»).
Ну и, наконец, за езду без водительского удостоверения грозит штраф в размере пять МРП, а без ГРНЗ или регистрации — уже 10 МРП. За управление мопедом водителем, лишенным прав, — штраф 50 МРП (196 600 тенге) либо административный арест на 10 суток.
Поправки подписаны. Их вступление в силу — вопрос времени. За неполную неделю с момента публикации в казнете появилось много мнений, в которых владельцы мопедов сетуют на высокую стоимость страховки и остальных расходов, предлагая для них сделать ставки ниже. Здесь будет справедливо отметить, что при ДТП урон, причиненный автомобилю мопедом, мало чем отличается от аварий с другим транспортом. То есть чинить поврежденное авто также дорого. Так почему мопедисты должны платить меньше? Правила должны быть едины, и только так можно навести порядок на дорогах Казахстана.
Не обошлось в этом вопросе и без курьеза. Несмотря на то, что на правительственном уровне «вопрос решается» давно, чиновники не учли один весьма немаловажный аспект. А именно, не приняли вообще никаких мер по разработке специальных номерных знаков (ГРНЗ). То есть на мопеды будут вешать мотоциклетные номера, размер которых составляет 240 х 202 миллиметра — практически на всю ширину мопеда, а в некоторых случаях и за пределами габаритов. Это полная несуразица. В цивилизованном мире для данной категории ТС применяют уменьшенные таблички. Также добавим, что в конце прошлого месяца мотоциклисты создали петицию, в которой предлагают уменьшить размер ГРНЗ, поскольку текущий стандарт и на полноценных байках выглядит неуместным, а что говорить о малогабаритных мопедах?.. Но, увы, пока это вопрос остается без ответа.
Фото автора