30 апреля 2025 года Мажилис принял во втором чтении новый Налоговый кодекс. Как обещают сами парламентарии, тянуть с документом более не будут. До завершения текущей, третьей, сессии Парламента РК VIII созыва (последний рабочий день июня) кодекс должен быть одобрен Сенатом и отправлен на подпись главе государства. Напомним, первоначально задумывалось, что в действие он будет введен в этом году, но в итоге дата переносится на 1 января 2026 года. Какие изменения ждут казахстанцев?
Налоговый кодекс — документ фундаментальный, насчитывает более 800 статей. Понятно, что в одной журналистской статье все не охватишь. Поэтому коротко скажем о нормах, посвященных бизнесу, а затем подробно поговорим о тех налогах, которые платят обычные граждане.
Итак, первоначально предложенная Правительством ставка налога на добавленную стоимость в 20 процентов снижена депутатами до 16. Предусмотрено освобождение от НДС социально значимых продовольственных товаров и книг отечественного издания, услуг по изданию книг в печатном виде и некоторых других категорий.
В рамках преобразования упрощенной декларации введен запретительный перечень видов деятельности вместо разрешительного, установлена единая ставка четыре процента с возможностью корректировки маслихатами до плюс-минус 50 процентов для учета региональной специфики. До 25 процентов повышена ставка корпоративного подоходного налога для игорного бизнеса и банков, снижена ставка КПН для организаций социальной сферы. Будут поэтапно увеличены акцизы на алкоголь и табак, вводится акциз на энергетические напитки. Увеличена ставка платы до 100-кратного размера при неэффективном использовании земель сельхозназначения.
Также налоговая реформа предусматривает ряд ключевых изменений, направленных на упрощение налоговой системы: сокращение налоговой отчетности на 30 процентов, уменьшение количества налогов на 20 процентов, стимулирование инвестиционной активности, повышение нагрузки на предметы роскоши и так далее.
Прогрессивный ИПН: от 0 до 17 процентов
Дата 30 апреля 2025 года, возможно, стала исторической для Казахстана: так называемую плоскую шкалу индивидуального подоходного налога заменят на прогрессивную, или дифференцированную. Сейчас общая ставка — 10 процентов, будет от 0 до 17 в зависимости от доходов и налогового режима.
Напомним, кстати, что до 2006 года в нашей стране уже применялась прогрессивная шкала, или плавающая ставка. В зависимости от своих доходов налогоплательщик должен был заплатить 5, 10, 15 или максимум 20 процентов. Разумеется, настоящие доходы скрывались, зарплаты выплачивались, что называется, в конвертах, чтобы отдавать в казну по минимуму. Поэтому и отменили. Теперь возвращаемся. Что ж, не исключительный, скажем так, случай... Что же, однако, поменяется?
В действующем Налоговом кодексе установлена единая ставка ИПН, который выплачивают физические лица. Цифра указана в статье 320 НК: "Доходы налогоплательщика облагаются налогом по ставке 10 процентов". Правда, предусмотрены налоговые вычеты для бедных. В частности, стандартный вычет в 14 МРП (это 55 048 тенге в 2025 году). Также, если доход плательщика ИПН меньше 25 МРП в месяц (98 300 тенге в месяц, или 1 179 600 тенге за 2025 год), то сумма облагаемого дохода уменьшается на 90 процентов. То есть ИПН составляет один процент.
Кроме того, существуют специальные налоговые режимы, которых на данный момент пять для субъектов малого бизнеса и два для занятых в сельском хозяйстве. Ставки применяются разные: от одного до восьми процентов в режиме розничного налога.
В новом же НК предлагается иная схема. Самое главное — ставки не будут едиными для всех. Ставкам ИПН посвящены 354 проекта нового НК. Перечисляем в возрастающем порядке, в каком размере облагаются ИПН доходы физлиц:
— доходы крестьянских или фермерских хозяйств — 3 процента;
— доходы ИП от осуществления деятельности по производству и реализации товаров собственного производства, относящейся к обрабатывающей промышленности, — 5 процентов;
— доходы лица, занимающегося частной практикой, — 9 процентов;
— доходы остальных физических лиц — 10 процентов.
Если же доход физических лиц превышает 8500 МРП (почти 35 миллионов тенге в год), ставка возрастает до 15 процентов. Но это, как говорится, общая температура по больнице. Наконец, самая большая ставка – 17 процентов — предусмотрена для физических лиц-нерезидентов, доходы которых превышают 600 тысяч МРП в год. Это гигантская сумма в 2 миллиарда 359 миллионов тенге. Но, вероятно, в стране есть такие богатенькие иностранцы...
Впрочем, при наличии желания и соответствии определенным условиям люди, как и сейчас, могут выбрать не общеустановленный порядок налогообложения. Правда, теперь число таких специальных налоговых режимов сокращено до трех: для самозанятых, на основе упрощенной декларации и для крестьянских или фермерских хозяйств.
СНР для самозанятых нулевая ставка. То есть ИПН не платится вовсе, только социальные платежи в размере – подчеркиваем — четырех процентов. Этот режим могут выбрать физические лица (граждане РК и кандасы) при предельном доходе 4080 МРП в год (в 2025 году это чуть больше 16 миллионов тенге). Есть еще несколько условий: они не должны являться ИП и не вправе использовать труд работников (кроме крестьянских или фермерских хозяйств). Ранее существовал исчерпывающий список видов деятельности для этого СНР. Теперь же вводится запретительный перечень видов деятельности вместо разрешительного.
Далее. СНР на основе упрощенной декларации могут выбрать ИП и юрлица — резиденты РК, ежегодный доход которых не выше 600 000 МРП. Для них ИПН — четыре процента плюс соцплатежи в размере пяти процентов (с 1 января 2025 года). Вроде неплохо. Но есть один нюанс. Сейчас ИП и юрлица, которые относятся к малому бизнесу, платят один процент ИПН, а будут четыре...
Ну и понятно, что СНР для крестьянских или фермерских хозяйств могут выбрать крестьяне или фермеры. Ставка — 0,5 процента.
Резюме: максимальная ставка ИПН увеличится до 17 процентов. С другой стороны, для лиц, занимающихся частной практикой — нотариусов, судебных исполнителей, адвокатов, медиаторов, даже на один процент уменьшится. Для граждан же, выбравших обрабатывающую промышленность или сельское хозяйство, ставка сократится в два и более раз — до пяти и трех процентов соответственно. Ну и, конечно, нулевая ставка для самозанятых — также мера, стимулирующая к предпринимательству.
Существует, однако, опасность, что бизнес вернется к зарплатам в конвертах.
Старее машина — меньше налог
Сразу скажем, что размеры налога на транспортные средства для большинства казахстанцев весьма щадящие. Так, владельцы бюджетных малолитражек с объемом двигателя до 1,5 тысячи кубических сантиметров как платили, так и будут платить всего 1-2 МРП. И даже объем в 2 тысячи "кубиков" обходится лишь в 3 МРП. Это около 12 тысяч тенге в год — по сути, столько же, сколько сейчас стоит одна заправка машины при объеме бака 60 литров бензином марки АИ-92 (а таких заправок в год требуются десятки).
А вот все ставки для легковушек: до 1100 — 1 МРП, от 1100 до 1500 (включительно) — 2 МРП, от 1500 до 2000 — 3 МРП, от 2000 до 2500 — 6 МРП,
Ставки приведены в пункте 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса – и в новом НК (пункте 1 статьи 556) они не изменились совсем. (При этом отменен особый порядок ставок для авто, произведенных в Казахстане или ввезенных в него после 31 декабря 2013 года.)
Однако для подержанных машин появились поправочные коэффициенты (в пункте 8 статьи 556 нового НК): "При исчислении налога по легковым автомобилям, в зависимости от срока эксплуатации транспортного средства, исходя из года производства, применяются следующие поправочные коэффициенты: свыше 10 до 20 лет эксплуатации включительно — 0,7; свыше 20 лет эксплуатации — 0,5".
То есть хозяева старых машин будут платить меньше. Людям, которые привыкли, что траты постоянно растут, этот факт даже может показаться странным. Но у него есть объяснение.
То, что для людей с небольшим достатком размер транспортного налога (на авто возрастом 10 лет и более) уменьшится, можно считать составной частью налога на роскошь. Который на самом деле является не конкретным платежом, а системой мер, так меняющих ставки налогов, чтобы лица со сверхдоходами платили в казну больше, чем остальные. И тем самым достигалась социальная справедливость. Тем более что для государства налог на ТС составляет доход по сравнению с остальными статьями крайне незначительный.
А вот для юридических лиц продлят сроки уплаты налога. Сейчас они уплачивают налог на ТС не позднее 5 июля налогового периода. А будут — не позднее 10 дней после наступления срока представления декларации за налоговый период. В свою очередь декларацию надо предоставить не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. То есть налог уплатить надо до 10 апреля (физлицам, как и раньше, до 1 апреля), но — подчеркиваем — не того года, за который платишь налог, а следующего (статьи 558-560 нового НК).
И еще один момент. В свое время всерьез обсуждалась возможность полной отмены транспортного налога. Ведь планировалось, что с 1 января 2025 года в Евразийском экономическом союзе начнет функционировать общий рынок нефти и нефтепродуктов. А это значит, что отпустят цены на топливо, которые в Казахстане существенно ниже, чем в странах-соседях, например в России. Договор подписан еще в 2010 году, а в 2018-м решением Высшего евразийского экономического совета принята соответствующая пошаговая программа.
По этому поводу в Консультативном документе регуляторной политики к проекту нового Налогового кодекса было сказано следующее: "При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в два раза) соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортными средствами. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом эконом-класса, следовательно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения".
Такой мерой и предлагалась отмена транспортного налога — не для всех, правда, а лишь тех, кто укладывается в лимит (в документе, впрочем, не определенный).
Однако затем выяснилось, что для "общего рынка нефти и нефтепродуктов" союз пока не готов. И дату перенесли. Пока на число "не позднее 1 января 2027 года". Возможно, тогда и вернутся к теме отмены налога на ТС — уже в рамках нового Налогового кодекса.
КСК не будут платить налоги со взносов
Главная разница между ОСИ и другими формами управления общедомовым имуществом многоквартирных домов (скажем, КСК) — в расходах. В ОСИ они выше, зато взносы собственников не облагаются налогами. В КСК все наоборот. Скоро эту разницу нивелируют благодаря новым нормам.
Они содержатся, во-первых, в новом Налоговом кодексе, во-вторых — в законе "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам жилищно-коммунального хозяйства", который также принят во втором чтении.
Организационно, напомним, разница между КСК и ОСИ в том, что последние были придуманы по принципу: один дом (многоквартирный жилой, МЖД) — одно ОСИ. Соответственно, один бюджет. При том, что в КСК был общий бюджет для десятков домов, которые могли в него входить. Увеличение бюрократической нагрузки (управляющий, бухгалтер, дворник) на каждого собственника увеличивало расходы. Потому, собственно, задуманная реформа "ОСИ вместо КСК" и провалилась, будучи признана на высшем уровне "ошибкой".
И вот теперь собственники опять вправе осуществлять самоуправление МЖД посредством КСК. Те сограждане, которые в свое время поторопились и вместо одного на десять домов КСК организовали десять ОСИ, теперь смогут вернуть все обратно. Ну а те, которые не спешили, остались при своих. В принципе, так нередко бывает при разного рода реформах. Мало ли их замышлялось разными креативными инициаторами...
Но есть и другой аспект. И ОСИ, и КСК, и другие кооперативы — юридические лица. А юрлица подлежат налогообложению. В частности, юрлица-резиденты должны платить налог на добавленную стоимость (НДС) и корпоративный налог (КПН).
Так вот, единственный субъект управления, который сейчас не должен платить НДС и КПН, — ОСИ. Это следует из статьи 289 Налогового кодекса, посвященной налогообложению некоммерческих организаций, в том числе и в сфере ЖКХ. Тогда как КСК обязаны платить налоги со взносов собственников квартир. Разумеется, это увеличивает расходы последних.
Однако в законопроекте нового НК норма, посвященная данному вопросу (статья 320), звучит иначе: "Некоммерческая организация, зарегистрированная в соответствии с гражданским законодательством РК, исключает из совокупного годового дохода следующие доходы... обязательные и целевые взносы, а также пеню за просрочку оплаты собственников квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома, установленные Законом РК "О жилищных отношениях".
То есть отныне (точнее, когда кодекс вступит в действие) будет неважно, какую организационно-правовую форму юридического лица выбрали собственники для управления МЖД: налоги со взносов не будут платить ни КСК, ни ОСИ. Как это, собственно, и было раньше, до начала всей этой истории с ОСИ в 2019 году. С другой стороны, собственники квартир могут десятками домов вновь объединиться в КСК, сократив расходы. Опять же как раньше.