В Казахстане действует фактическое табу на вывоз из страны предметов искусства, исторических артефактов и вообще любых культурных ценностей. Необязательно аутентичных, казахстанских. Даже если какой-нибудь богатый коллекционер купит за рубежом условную скрипку Страдивари или яйца Фаберже и ввезет в РК, в обратном направлении их вывезти не получится. Разве что на выставку, концерт или реставрацию.
Раз нельзя вывезти, то и не ввозят. Понятное дело, такая практика не способствует развитию в стране культуры коллекционирования. И вообще культуры. А главное — кому и зачем понадобилось установление этого своего рода культурного «железного занавеса»?
Итак, представим, что вам досталась в наследство от бабушки старинная икона, а сейчас судьба распорядилась так, что вы собрались переезжать на ПМЖ в другую страну. Или другой случай: интурист, отдыхая в Казахстане, прикупил на «Арбате» картину уличного художника. А может быть и так: интурохотник добыл марала или тека, и таксидермисты изготовили ему трофей — медальон зверя, а может, и композицию в полный рост. Чучело.
Ситуации разные, но всех их объединяет одно. Если таможенник на границе заподозрит, что предметы представляют собой культурную ценность, вывезти их не удастся. А в том, что заподозрит, можете не сомневаться. Офицер ведь в гуманитарных науках не эксперт, а значит, сам определить, насколько ценна вещь в культурном плане, не может. От потребует справку. И если ее нет, дальше хозяин вещи поедет налегке.
Такие вот дела, такой вот «особый режим объектов национального культурного достояния», как он официально называется в законе. Но, между прочим, задумка-то, насколько можно судить, была другая. В общем, разбираемся.
Детские рисунки или постмодернизм?
Вышеупомянутый закон, установивший такой порядок, — Закон РК «О культуре». В ст. 35 закон запрещает вывозить материальные культурные ценности за пределы РК. Их можно вывозить только временно, на срок до шести месяцев — для выставок, реставрационных работ и т.п., но не навсегда.
Вопрос в том, что считать культурными ценностями. Не всякая ведь картина висит в музее или частной коллекции. Некоторые закрывают дыру в стене. Но потенциально материальными культурными ценностями могут быть следующие объекты:
1) археологические находки;
2) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, минералогии, анатомии и предметы, представляющие интерес для палеонтологии;
3) ценности, касающиеся истории и ее деятелей;
4) редкие рукописи, старинные и редкие книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный), отдельно или в коллекциях;
5) почтовые марки отдельно или в коллекциях, выпущенные 50 или более лет назад;
6) монеты, за исключением монет национальной валюты РК, независимо от сплава или металла их изготовления, а также монеты иных государств, изготовленных не более 100 лет тому назад, медали, печати;
7) старинные и уникальные музыкальные инструменты;
8) архивы, включая фоно-, фото-, видео-, киноархивы, а также научно-техническая документация;
9) произведения искусства, имеющие историко-культурную значимость;
10) этнографические, антропологические, этнологические и палеонтологические материалы;
11) старинные предметы более чем столетней давности, имеющие особую историческую и культурную ценность (иконы относятся к этому разделу);
12) объекты, связанные с историей Казахстана, ее народа и выдающихся деятелей, в том числе музейные предметы и музейные коллекции;
13) художественные ценности в виде полотен, картин и рисунков ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшений от руки);
14) оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов;
15) оригинальные гравюры, эстампы и литографии;
16) составные части памятников истории и культуры.
Такой вот перечень. Но понятно (в том числе и из ст. 32 закона), что из всех этих предметов культурными ценностями следует считать лишь те, которые имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Определяют это экспертные комиссии по временному вывозу культурных ценностей, которые создаются местными акиматами в каждой области, в городах республиканского значения и столице.
Несмотря на название, они полномочны давать не только разрешение на временный вывоз культурных ценностей, но и экспертное заключение, что данные картина, икона, ваза и т.д. культурной ценностью не обладают. Что, по существу, и будет приравнено к разрешению на постоянный вывоз.
Для временного же вывоза культурных ценностей с 2015 года существует государственная услуга, которую можно получить через веб-портал «электронного правительства». К слову, бесплатная. Но в обоих случаях помимо заявления требуется фото вывозимой вещи, а затем на день экспертам надо предоставить и сам предмет.
Справку от такой именно экспертной комиссии будет требовать от вас таможенник на границе, если обнаружит какой-то предмет, в котором можно заподозрить некую уникальность. Будь то потрепанная книга (а может, старинный фолиант?), детские рисунки (а вдруг постмодернизм?) или упомянутое чучело (не редкие ли образцы фауны?). Как бы абсурдно это ни выглядело.
Возрастной “ценз”
Имеется, правда, один нюанс. Вывезти из Казахстана культурную ценность можно, если она относительно не старая. А именно, во всех случаях, если вещице меньше 50, а в некоторых случаях — 100 лет.
В ст. 34 закона уточняется, что особый режим объектов национального культурного достояния не распространяется на объекты авторского права и смежных прав. Связано сие с тем, что до тех пор, пока автор сохраняет исключительные права на созданную им вещь, она не может являться общественным достоянием. А значит, «автор независимо от того, выезжает он за пределы РК временно или на постоянное жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности».
Однако авторское право защищает интересы не только самих творцов-создателей, но и наследников, и вообще всех, кому отчуждены авторские права, которые в течение срока действия авторского права также могут вывезти произведения. В самом Законе «О культуре» такой нормы нет, но это следует как раз из законодательства РК об авторском и смежных правах.
В 1998 году Казахстан присоединился к Бернской конвенции 1886 года об охране литературных и художественных произведений, согласно которой срок охраны составляет «все время жизни автора и 50 лет после его смерти (п. 1 ст. 7). Международные договоры, ратифицированные РК, имеют приоритет перед ее законами. Поэтому в данном случае следует руководствоваться нормой именно Бернской конвенции, хотя Гражданский кодекс и Закон РК «Об авторском праве и смежных правах» устанавливают срок не в 50, а в 70 лет.
Это означает, что произведение моложе 50 лет в любом случае еще находится под охраной авторского права и государство не вправе ограничивать владельца авторских прав по его усмотрению распоряжаться судьбой произведения. А для отдельных категорий культурных ценностей прямо установлен срок в 100 лет. Например, для пп.11 п. 2 ст. 32 — старинных предметов, имеющих особую историческую и культурную ценность (к которым, в частности, относятся и иконы).
Конечно, если вы купили у художника картину, это не значит, что приобрели на нее авторские права (хотя можно приобрести и так — с авторским договором и уступкой прав). Однако для получения разрешения на вывоз это, повторимся, не важно. У вас или у кого-то другого авторские права на вещь моложе 50 лет есть однозначно, а это значит, что у экспертной комиссии нет оснований давать заключение о запрете на вывоз.
В случае если предмет старше 50 лет, он также может оставаться объектом авторского права со всеми вытекающими. Разумеется, определить возраст не всегда просто, но даже если имеется соответствующий штамп, значение имеет не он, а официальное заключение экспертной комиссии.
Вообще, как нетрудно заметить, от решения последней зависит слишком многое. Причем критерии размыты, что, конечно, неудивительно, поскольку речь идет о материях по определению субъективных: искусстве, религии, не говоря уже об истории... Тем не менее человеческий фактор чересчур велик, что
Режим ограничения собственности
Итак, таможне нужно предъявить либо свидетельство на право временного вывоза культурной ценности, либо заключение экспертизы, что вещь культурной ценности не представляет. Возникает вопрос — кому и зачем понадобился столь строгий порядок? Или Казахстан, как Египет с его пирамидами, подвергается столь мощному прессингу со стороны разного рода расхитителей гробниц, охотников за артефактами, что иначе нельзя? В противном случае Британский музей вкупе с Лувром обзаведутся новыми залами с сокровищницами с Востока, а Казахстану останутся лишь разграбленные курганы и пустующие залы музеев?
Сомневаемся. Больше похоже на то, что это просто результат бюрократической неразберихи и правовой небрежности.
Вышеупомянутый особый режим объектов национального культурного достояния — штука, в принципе, оправданная. Свои реликвии надо беречь. Но! Согласно закону, режим касается не всех культурных ценностей. А лишь особо ценных.
Даже среди реликвий и раритетов встречаются такие, которые имеют не просто значение, а особое значение — и именно для истории и культуры Казахстана. Эти объекты вносятся в Государственный реестр объектов национального культурного достояния. Они могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, но даже если у какого-нибудь условного «казана Чингисхана» есть частный владелец, его право собственности существенно ограничено. Эти предметы нельзя без специального разрешения перемещать и реставрировать, запрещено уничтожать и портить, а при продаже приоритет приобретения принадлежит государству.
Вот для этих целей придуман и существует особый режим объектов национального культурного достояния. Для которых, таким образом, и необходимо табу на вывоз. Однако по непонятным причинам в РК к вывозу запрещены все вообще культурные ценности, даже не включенные в Государственный реестр! Причем на законодательном уровне. То есть это особого рода бюрократическая неразбериха. Это управляемый правовой хаос. Мутная вода, в которой, вероятно, кое-кому удобно ловить рыбку и прочие «редкие образцы фауны».
Это, понятное дело, создает неудобство для населения. Но, кроме того, ничем не оправданные ограничения института собственности. Как это так, что вообще все культурные ценности запрещено вывозить? Ведь, приобретая картину или икону, мы это делаем именно потому, что она представляет собой художественную или религиозную, то есть культурную ценность.
Будет ли кто-то платить деньги и приобретать то, что не представляет собой ценности? Разумеется, нет. И значит, благодаря такому Закону «О культуре» у людей априори нет шансов вывезти из страны свою собственность, потому что экспертная комиссия эту культурную ценность в этой собственности увидит. И разрешения на вывоз не даст.
Еще раз повторимся, особый режим объектов национального культурного достояния вопросов не вызывает. Но потому режим и называется особым, что касается исключительных случаев, особо ценных для РК экспонатов. А не нарушает право собственности на регулярной основе.
В конце концов, подобное зарегулирование ожидаемо приводит к обратному. Раз нет никакой возможности сделать что-то легально, сделают нелегально.