Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Замки на песке
ПравоЗаконотворчество

Замки на песке

В Казахстане готовится к принятию новый Водный кодекс

Рекреация — так называется хозяйственная деятельность, связанная с организацией отдыха населения. А самый популярный на природе отдых — традиционно у воды. Соответственно, все многочисленные пансионаты близ озер, водохранилищ и прочих водоемов — рекреационный бизнес. И вот его ожидают большие перемены в связи с принятием нового Водного кодекса.

Нынешний статус-кво в «пляжной индустрии» если кого-то и устраивает, то никак не отдыхающих. Судите сами. Купание в озере — это общее водопользование и, как и всякое другое общее природопользование, не требует специального разрешения. Следовательно, бесплатно. Но что мы наблюдаем по факту? Все доступные (для обычных людей, не экстремалов) пляжи на Капчагае, Алаколе или озерах Щучинско-Боровской курортной зоны давно имеют хозяев. И отдыхающих туда пускают лишь за плату — зачастую, кстати, неадекватную уровню «комфорта», который предоставляют хозяева шлагбаума. 

Действительно, земельные участки водного фонда (а в него включены и прибрежные, так называемые водоохранные полосы, то есть в данном случае пляжи), как следует из статьи 125 действующего ВК, могут предоставлять предпринимателям под рекреационный бизнес. Но не в частную собственность, а на праве землепользования участком, который остается в собственности государства.

Однако требуется обязательное соблюдение определенных условий. Запрещена, во-первых, хозяйственная и иная деятельность, ухудшающая качественное и гидрологическое состояние (загрязнение, засорение, истощение) водных объектов. А во-вторых — строительство и эксплуатация зданий и сооружений досугового и (или) оздоровительного назначения.

В большинстве случаев хозяева пляжей неизбежно нарушают либо первое, либо второе условие. 

капчагай (4).JPG

Отель у воды и шлагбаумный бизнес

Если пляж примыкает к обустроенной зоне отдыха с бунгало и прочими «зданиями и сооружениями», то тем самым нарушается запрет на их строительство и эксплуатацию в водоохранной полосе. По действующим Правилам установления водоохранных зон и полос, их минимальная ширина — 35 метров. Но есть нюанс.

Существует таблица расчетов (приложение 5 к Правилам установления водоохранных зон и полос), где эта цифра меняется в зависимости от вида угодий, прилегающих к берегам водных объектов. Например, для скалистых бухт на северо-востоке Капчагайского водохранилища (где расположены самые премиальные зоны отдыха) при крутизне склона больше трех градусов водоохранная полоса должна составлять не менее 100 метров.

При изрезанности там береговой линии (заливы и мысы) это значит не менее 200 метров от воды. Фактически все побережье в этой местности находится в водоохранной полосе. То есть здания и строения, которые построены там с нарушением (а их большинство), должны быть запрещены к эксплуатации. 

Такая проблема не только на Капчагае. Например, на Алаколе в районе поселка Акчи в непосредственной близости к побережью за последние годы вырос целый многокилометровый город пансионатов. Те, кто там отдыхал, знают, что берег обрывается не то что склоном круче трех градусов, но отвесной стеной! А значит, водоохранная полоса также должна составлять не меньше 100 метров. Но мало кем это правило соблюдается.

Как получается обходить требования? А очень просто. Хотя, полагаем, и недешево. 

Да, общие правила строгие, но дело в том, что в каждом конкретном случае, когда земельный участок выделяется под бизнес, размер водоохранной полосы рассчитывается индивидуально. И решение местного исполнительного органа зависит, в частности, от того, какой угол крутизны берега определят местные геометры из специализированной проектной организации: до трех градусов или больше. От этого, в свою очередь, зависит — 35 метров выделять под водоохранную полосу или 100. Почувствуйте разницу.

Мало того что благодаря "особенностям расчета" становится возможным строить здания ближе к берегу, так еще и земельные участки с пляжами — приобретать в частную собственность. Поскольку запрет на приватизацию установлен только для водоохранных полос.

И даже если потом вдруг выяснится, что проектировщики в своих расчетах "ошиблись", участки обратно не заберут, поскольку земля была сразу же перепродана, а новые собственники — добросовестные приобретатели. И даже со зданиями на этой земле проблем не возникнет. 

Вышеупомянутая статья 125 ВК запрещает строительство и эксплуатацию зданий в пределах водоохранных полос. Но административная ответственность в КОАП предусмотрена лишь за незаконное строительство (статья 360 КОАП). При этом, когда отели возводились, все было формально по закону, который, как известно, обратной силы не имеет. 

Это одна часть нарушителей. С другой стороны, на казахстанских водоемах распространены огражденные пляжи и совсем другого рода: вообще без каких-либо сооружений, кроме шлагбаума. Как правило, их территория ограничивается исключительно узкой прибрежной полосой. На которой, однако, устроены стоянки для автотранспорта, но главное — туалеты и мусорные баки в непосредственной близости от берега, что не может не загрязнять водоемы. А не будет этих «удобств во дворе», отдыхающие неизбежно будут засорять пляжи импровизированными свалками. То есть, как ни крути — такой шлагбаумный «рекреационный бизнес» в водоохранных полосах нарушает законодательство. А перенести "удобства" дальше от береговой линии, за границы водоохранной полосы, предприниматели не могут, поскольку это уже не их земля. 

И вырисовывается следующая картина. Те зоны отдыха, которые не соответствуют требованиям Водного кодекса, не могут считаться законным рекреационным бизнесом, а значит, не вправе ограничивать доступ населения к водным объектам. Другое дело, как заставить следовать закону?! 

У владельцев шлагбаума могут быть в порядке документы на землю. Да и то, что они нарушают требования Водного кодекса, устанавливать должны не посетители пляжа. И прежде чем демонтировать шлагбаумы, надо доказать, что устанавливаемые ограничения незаконны. 

капчагай (6).JPG

Капитальная реформа

И тем не менее совсем уж уверенно хозяева платных незаконных пляжей чувствовать себя не могут. Никто ведь не гарантирует, что завтра государство не заинтересуется всем этим беззаконием. Особенно в условиях дефицита бюджета... Тем более что уже есть готовые инструменты как раз против такого рода нарушений закона, когда имущество из госсобственности в свое время приватизировалась с нарушениями. А именно — принятый 12 июля 2023 года Закон РК "О возврате государству незаконно приобретенных активов". 

Механизм его известен: закон обратную силу имеет! Причем актив возвращается государству даже в случае, если его нынешний собственник — добросовестный приобретатель. А уплаченные деньги этот самый добросовестный приобретатель вправе затем взыскать через суд у незаконно приватизировавшего объект госчиновника. Если получится.

Правда, предусмотрен ценз. Проверке подлежат лица, в прошлом и настоящем занимающие ответственную государственную должность или выполняющие управленческие функции в субъекте квазигосударственного сектора, совокупные активы которых не меньше 13-миллионого МРП — это 51,116 миллиарда тенге (в 2025 году). 

Короче, "мелочь" с теми же приватизированными участками побережья ускользнет. Но так ведь ценз можно и снизить! И тогда землю придется возвращать государству. Причем, заметьте, массово.

Вот тут и приходит на помощь норма, предлагаемая в новом Водном кодексе. Возможно, это не единственная его цель. Много, в частности, говорится об особой экологичности будущего документа. Но вот вам такой факт. Вместо прежнего полного запрета в пределах водоохранных полос на строительство и эксплуатацию зданий и сооружений досугового и (или) оздоровительного назначения вводится ограничение в другой формулировке — объявляется запрет на любые виды хозяйственной деятельности, а также предоставление земельных участков для ведения хозяйственной и иной деятельности, за исключением — помимо всего прочего — строительства и эксплуатации пляжей, аквапарков и других рекреационных зон без капитального строительства зданий и сооружений.

Ключевое слово здесь, как сами понимаете, капитального. То есть некапитальное строительство в водоохранных полосах (где сейчас и расположены многие отели и дома отдыха) допустимо. А значит, хозяевам нечего будет опасаться "возврата государству незаконно приобретенных активов".

Ведь никакого прямого официального определения, какое строительство считать капитальным, в законодательстве нет. Мало того, в умеренном казахстанском климате отдых на воде возможен лишь в летние месяцы, так что отели, не говоря о коттеджах и бунгало, предназначены лишь для временного проживания. Нетрудно предположить, как будут оформлены "здания и сооружения" в водоохранной полосе.

Кстати, в новых правилах просматривается еще одна цель. Те горе-предприниматели, которые не удосужились создать полноценные зоны отдыха, ограничившись шлагбаумами и мусорными ящиками с туалетами у воды, скорее всего, лишатся земли. В пользу серьезного крупного бизнеса. Ну или будут вынуждены реально вложиться в дело, чтобы соответствовать санитарным нормам. 

Напомним, что в УК есть статья 328 "Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, ледников, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если это повлекло или могло повлечь причинение значительного ущерба или причинило вред здоровью человека". 

Заметьте, не обязательно причинило вред, а даже если только могло повлечь его причинение.

Уточним, однако, что новые правила — лишь в стадии принятия. Их уже принял Мажилис, но пока новый кодекс не пройдет весь путь необходимых процедур, вплоть до подписания главой государства, и спустя шесть месяцев не вступит в силу, действует Водный кодекс 2003 года. 

Впрочем, мало сомнений, чем дело закончится. И воспользоваться своим правом бесплатно и без специального разрешения искупаться, подышать воздухом и позагорать на пляже казахстанцам будет по-прежнему затруднительно. И даже пуще прежнего. Несмотря на то, что в законодательстве это право ясно продекларировано.

Читайте в свежем номере: