Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Вам звонили? Всех проверят…
ПравоЗаконотворчество

Вам звонили? Всех проверят…

Казахстанцам будут блокировать мобильные номера при подозрении в мошенничестве

Исполняющий обязанности министра искусственного интеллекта и цифрового развития Дмитрий Мун 3 ноября 2025 года подписал приказ о внесении изменений и дополнений в правила оказания услуг связи. Теперь сотовые операторы обязаны тесно взаимодействовать с Антифрод-центром Национального банка.

Напомним, 22 июля 2024 года Национальным банком был запущен Антифрод-центр. Его цель — создание единой платформы оперативного обмена данными по платежным транзакциям с признаками мошенничества между участниками финансового рынка и органами уголовного преследования.

Как сообщал Нацбанк в начале этого года, за шесть месяцев работы в рамках платформы были зарегистрированы 17 802 инцидента, в результате которых было своевременно заблокировано около 1,5 миллиарда тенге.

Кроме того, как тогда же информировал регулятор, к инфраструктуре системы центра уже были подключены банки второго уровня и Министерство внутренних дел, а подключение платежных и микрофинансовых организаций, а также сотовых операторов осуществляется поэтапно.

Не более десяти номеров

Итак, в правилах появилось новое определение «биометрические данные» — «персональные данные, которые характеризуют физиологические и биологические особенности субъекта персональных данных, на основе которых можно установить его личность».

Кроме того, внесено уточнение. В системе информационно-справочного обслуживания оператора сотовой связи в круглосуточном режиме оказываются следующие бесплатные услуги: прием жалоб на качество оказываемых услуг сотовой связи, сбор предложений по улучшению услуг, предоставление информации об услугах связи в роуминге, прием обращений о подозрительных SMS или звонках с признаками мошенничества.

Между тем одно из новшеств, которое вводит новый приказ, касается количества абонентских номеров. Так вот, теперь оператор сотовой связи по заявлению физического лица может оформить на него не более десяти номеров, достаточных для личного, семейного или иного использования.

Если же возникает необходимость оформить их большее количество, сделать это можно только при соблюдении ряда условий. Абоненту потребуется предоставить обоснования и доказательства их необходимости с указанием описания и идентификационных кодов абонентских устройств, включая устройства межмашинного взаимодействия, в которых будут использоваться эти номера. Заявление при этом должно содержать четкое указание целей использования каждого дополнительного номера. Более того, абонент обязан подтвердить достоверность всех предоставленных данных.

По результатам рассмотрения заявления оператор сотовой связи принимает одно из двух решений: либо оформляет номера в полном соответствии с правилами, либо отказывает с указанием причин. Однако важно уточнить: отказ не является окончательным. После устранения выявленных недочетов гражданин может подать заявление повторно.

Далее абонентский номер оформляется на основании договора между оператором сотовой связи и абонентом.

Четкий алгоритм

Одним из ключевых нововведений приказа стало появление отдельной главы, регулирующей порядок выявления абонентских номеров, с которых совершаются звонки или рассылки с признаками мошенничества, а также иных подозрительных действий в сетях связи.

Так вот, теперь операторы сотовой связи обязаны применять внутренние антифрод-системы для мониторинга и выявления подобных случаев. Эти системы анализируют поступающие и исходящие звонки, SMS-сообщения и другие виды активности, чтобы определить возможные схемы обмана, в том числе совершаемые через GSM-шлюзы (сим-боксы).

Кроме того, операторы связи должны заключать соглашения с Антифрод-центром Национального банка для интеграции своих информационных систем (базы данных).

Далее алгоритм следующий. Если оператор самостоятельно фиксирует SMS или звонки с признаками мошенничества, он обязан направить уведомление в Антифрод-центр Нацбанка. В нем указываются данные абонента — фамилия, имя, отчество (при наличии), индивидуальный идентификационный номер (ИИН), а также все абонентские номера, зарегистрированные на данного человека.

Помимо внутреннего мониторинга оператору следует реагировать и на внешние сигналы: это могут быть обращения от самих граждан через службу информационно-справочного обслуживания, а также уведомления, поступающие напрямую из Антифрод-центра регулятора по звонкам с признаками мошенничества, а также мошеннических действий на сетях связи. После получения таких обращений оператор в течение двух рабочих дней проводит проверку.

Если подозрения подтверждаются, оператор временно приостанавливает обслуживание соответствующего номера. Одновременно с этим в течение двух рабочих дней он направляет в Антифрод-центр информацию о результатах проверки.

Если же признаки мошенничества не подтверждаются, оператор также уведомляет Антифрод-центр в установленный срок в течение тех же двух рабочих дней.

Приказ вводится в действие с 18 ноября 2025 года.

Читайте в свежем номере: