После того как в Казахстане после пяти лет дискуссий в апреле текущего года приняли закон об ужесточении наказания за бытовое насилие в отношении женщин и детей, следующим шагом в этом направлении стал законопроект об ужесточении наказания за торговлю людьми, в первую очередь детьми.
Преступления, связанные с торговлей людьми
Президент Казахстана 5 июля текущего года подписал Закон «О противодействии торговле людьми». Теперь в Уголовном кодексе появилось новое понятие — «преступления, связанные с торговлей людьми». Они охватывают похищение человека, незаконное лишение человека свободы, торговлю людьми, в том числе несовершеннолетними, вовлечение в занятие проституцией и другие.
По данным Министерства внутренних дел Казахстана, в прошлом году в республике было зарегистрировано 19 фактов торговли новорожденными, по которым 16-17 человек уже привлечены к ответственности от одного года до 14 лет лишения свободы. Остальные на стадии расследования. В текущем году зарегистрировано шесть фактов торговли новорожденными. По данным ведомства, суммы варьируются от 100 тысяч до 2 миллионов тенге за ребенка (от 200 до 4,5 тысячи долларов США соответственно).
Тем временем, по данным НПО, официальная статистика не отражает реального положения дел. К сожалению, нет и точных статистических данных, чтобы оценить истинные масштабы проблемы. Единственное исследование об уязвимых казахстанских детях, которые подверглись торговле людьми, а также сексуальной эксплуатации в стране и за ее пределами, было проведено Представительством ЮНИСЕФ в Казахстане в 2012 году.
На сегодня есть лишь точечная информация о фактах торговли детьми, которая попадает в СМИ из криминальной хроники. Так, осенью прошлого года резонансным стало дело о продаже отказного младенца врачами-акушерами роддома в казахстанском городе Таразе. Медиков признали виновными в продаже новорожденного за полтора миллиона тенге (три тысячи долларов США) и приговорили к восьми годам лишения свободы. Еще один случай, получивший широкую огласку в СМИ: 23-летняя мать решила продать двух своих детей за два миллиона тенге, по миллиону за каждого. Старшему было около года, второй только родился. Сейчас дети находятся в органах опеки.
Нам пора уйти от патриархального средневековья
О том, почему было принято решение об ужесточении наказания за торговлю людьми, в интервью «НП» рассказала доктор международного права, адвокат Халида Ажигулова.
— В Казахстане, по данным правоохранительных органов, торговля детьми, в частности новорожденными, в основном связана со случаями, когда бездетная семейная пара в стремлении сохранить тайну усыновления в обход закона покупает отказных малышей. Был случай, когда бездетные супруги, отчаявшись после десяти лет попыток родить своего ребенка, решились купить «отказника» и договорились с сотрудниками роддома. Чтобы не было упреков, а также руководствуясь пресловутым понятием «уят болады» (в переводе с казахского «чтобы не было стыдно»), женщина девять месяцев носила накладной живот, к положенному времени пришла в роддом, чтобы затем всей многочисленной родне показать малыша. Такие случаи нередко ложатся в основу мелодрам. Когда такие сделки раскрывают полицейские, то сроки грозят и сотрудникам роддома, и бездетной паре. Хотя эти люди могли бы создать для ребенка лучшие условия, чем в детском доме, дать ему любовь родителей. Как быть в таких случаях? Наказать либо помиловать?
— Любое изменение законодательства, а в нашем случае ужесточение наказания в борьбе с торговлей людьми, должно соответствовать международным стандартам. В новом законе Казахстана теперь четко прописаны механизмы защиты прав ребенка.
Так, он исключает примирение сторон по преступлениям, связанным с торговлей детьми. В Административном кодексе теперь прописана ответственность за несообщение должностными лицами о фактах оставления новорожденного, поступления и доставления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наказание за подобное преступление теперь переходит в раздел Уголовного кодекса, виновных будут наказывать лишением свободы до 18 лет. Увеличение срока по новым правилам возрастет почти в два раза.
Сегодня в Казахстане вопросы законного усыновления детей регулируются Гражданским процессуальным кодексом РК, Кодексом РК «О браке (супружестве) и семье», Законом РК «О правах ребенка в РК», а также другими законами и подзаконными актами республики.
В случае же выявления уголовного состава преступления, в частности купли-продажи или совершения иных сделок в отношении несовершеннолетнего, факт регистрируется по статье 135 Уголовного кодекса «Торговля несовершеннолетними».
Что касается конкретного случая, о котором вы упомянули в вашем вопросе, тут имеет место нарушение прав ребенка, когда за счет его купли-продажи хотят решить целый клубок своих семейных проблем. Это однозначно преступление.
Я сочувствую той женщине, которая была вынуждена под давлением принятых в ее семье правил носить накладной живот и вместе с мужем идти на заведомое нарушение закона — тайную покупку новорожденного. Как правило, над ними довлеет страх, что за бездетность их осудят родители и родственники. Это не что иное, как одна из форм репродуктивного насилия, когда не уважаются права другого лица, жены или мужа, когда их стигматизируют за бесплодие.
Однако появление ребенка в семье таким незаконным способом может не решить существующих проблем. Над женщиной так и продолжат совершать насилие. И тогда родители могут смотреть на ребенка как на обузу, над ним могут начать издеваться или будут относиться с пренебрежением. Ребенок может в какой-то момент умереть или совершить суицид от ощущения ненужности. Нельзя подвергать малыша такому риску.
— Родители, родственники... В Казахстане очень гордятся сильными семейно-родственными связями.
— Никто не отрицает важность семьи. Проблема в другом — в соблюдении прав другого члена семьи, его человеческого достоинства. Уважение к старшим, тесные семейные связи не означают, что можно нарушать личные границы младших по возрасту или в целом унижать и оскорблять достоинство члена семьи. В XXI веке недопустимо нарушение прав человека, прикрываясь средневековыми практиками.
Казахстанскому обществу давно пора уходить от патриархальных устоев. Традиции, которые основаны на общечеловеческих ценностях, сохранятся сквозь века. Но те практики, что нарушают права человека, должны остаться в прошлом.
В приведенном вами примере также присутствует проблема непризнания прав женщины, которая не может родить сама, или мужа, который также может иметь проблемы со здоровьем. Бесплодие — не приговор. Суть человека состоит в том, чтобы прожить свою жизни достойно.
— Но, позвольте, есть ведь желание познать радость родительства, вырастить наследников...
— Этой семейной паре следует для начала разобраться между собой, возможно, сходить к психотерапевту, чтобы понять, чего хотят они сами. Желание иметь ребенка в любом случае должно быть осознанным, а не потому, что этого хочет окружение, или потому что так надо. Сейчас человечество стремится к тому, чтобы дети были желанными, а не случайными.
— Если на внутреннем рынке Казахстана, по данным МВД, стоимость новорожденного варьируется от 200 до 4000 долларов США, то иностранцам на черном рынке маленький казахстанец может обойтись в 50 000 долларов, заявил ранее мажилисмен Сергей Пономарев, принимавший активное участие в разработке
— Сенсационные в свое время научные достижения в сфере медицины, в частности ЭКО, сегодня вызывают немало трудностей у законотворцев при разработке закона, который направлен на предотвращение фактов торговли новорожденными.
С точки зрения прав человека описанная вами практика может рассматриваться как форма репродуктивного насилия и эксплуатации над женщиной. Возможно, женщину заставляют ее родственники или муж, чтобы она таким образом зарабатывала деньги для семьи.
Особенно это характерно для регионов с высоким уровнем бедности, где большая безработица, низкая государственная поддержка женского предпринимательства, а также в целом низкий уровень защиты прав женщин и детей. При таких условиях женщину действительно могут рассматривать как инкубатор, а детей — как товар. Здесь нашим законотворцам важно изучить опыт других стран, чтобы не допустить случаев насилия и эксплуатации.
Справка «НП»
Сейчас на помощь новому закону пришли цифровые технологии. С прошлого года в столице Казахстана в одном из родильных домов был апробирован пилотный проект, когда каждому только что родившемуся ребенку сразу же выдается ИИН по маме. Даже если у женщины рождается несколько малышей, вся информация поступает в ЦОН, таким образом, возможность черных сделок исключается. В текущем году эта услуга начнет действовать по всей стране.