Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Смартфон или кошелек
ПравоЗаконотворчество

Смартфон или кошелек

Законно ли требование об оплате только наличными?

Талгат Галимов

Наверняка каждый сталкивался при покупке в магазине или на рынке с ситуацией, когда продавец ультимативно заявлял, что оплата товара или услуги — только наличкой. Или, наоборот, безапелляционно заявлял, что наличные деньги не принимает. Насколько это законно в Казахстане? Однозначного ответа нет. Дело в том, что законы противоречивы в этом вопросе. И не совсем понятно — то ли это недоразумение, никем не спровоцированная правовая лакуна, то ли сознательное ущемление потребителя, пролоббированное бизнесом 

"Продавец… обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя".

Все предельно ясно из этой цитаты закона. Вот только закон не казахстанский. Это статья 16.1. Федерального закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Между прочим, такое же требование содержится и в других — и весьма близких — юрисдикциях, например, в белорусском Законе "О защите прав потребителей".

Аналогичную норму могли бы прописать и в казахстанском законодательстве. В частности, в Законе РК "О защите прав потребителей", в статье 24, где перечислены обязанности продавца (производителя, исполнителя). Список обширный, включающий 12 пунктов: от предоставления информации о товаре до соблюдения режима работы. Однако свободы выбора формы оплаты в перечне почему-то нет.

В результате есть проблема. В законодательстве нет прямо выраженной воли государства, чтобы продавец обеспечил покупателю выбор формы оплаты. И это в значительной степени делает бессмысленной норму в Законе РК "О платежах и платежных системах", в пункте 3 статьи 25 говорится, что "платежи и (или) переводы денег на территории РК осуществляются как с использованием наличных денег, так и без их использования (безналичные платежи)».

Да, из нее следует, что и наличка, и платежные карты, и использование системы мгновенных платежей посредством мобильных банковских приложений, считывающих информацию о реквизитах продавца, графически закодированную в Quick Response Code, предусмотрены законодательством. А значит, вполне легитимны в любом заведении независимо от предпочтений продавца.

Но! Это всего лишь возможные опции, а не требование Закона.

А раз обязанность продавца обеспечить покупателю свободу выбора формы платежа прямо не установлена в казахстанском законе, то многие этим пользуются. Например, в общественном транспорте столицы отказывают в приеме налички. А с 3 августа аналогичные правила ввели в действие и в Алматы.

Кстати, прежний порядок, когда цена за проезд при оплате наличными была выше, чем при оплате безналичным способом, прямо противоречил законодательству. А именно — пп.4-1) статьи 8-1 Закона РК "О защите прав потребителей".

Правда, формально за отказ в приеме банкнот и монет национальной валюты предусмотрена административная ответственность (статьей 206 КоАП). Но, во-первых, не для всех. Например, она не распространяется на ИП и юрлиц, которые осуществляют денежные расчеты при проведении торговых операций без использования наличных денег.

Кроме того, рассматривать дела о правонарушениях по 206-й статье уполномочен Национальный банк РК, для чего физическое или юридическое лицо, которому отказали в приеме банкнот и монет, должно обратиться с заявлением в Нацбанк. То есть на месте убедить продавца принять наличные, если тот заартачится, не получится.

Ну и главное, предусмотренная административная ответственность, если покупатель проявит недюжинное упорство – на первый раз всего лишь предупреждение. Неудивительно, что на практике правило не работает.

Это мы и подразумевали, говоря о противоречиях в законодательстве.

Между тем вопрос этот многих касается. Одним не нравится, что от них требуют наличную оплату, потому что уже привыкли везде расплачиваться по QR-коду банковского приложения в смартфоне. Мол, какая еще наличка в XXI веке?!

Другие (особенно старшее поколение) привыкли к наличке и потому предпочитают рингтонам смартфонов шелест купюр и звон монет. А у кого-то и вовсе нет смартфонов — только кнопочные телефоны. 

Поэтому было бы справедливо предоставлять покупателям выбор. Впрочем, к этому вопросу мы еще вернемся.

За рыбу — наличные!

А пока поговорим о ситуации, когда продавец требует оплаты исключительно наличкой. Что ж, по действующему законодательству имеет право! Но не всегда. Есть важные исключения, которые прописаны в уже упомянутой статье 25 Закона РК "О платежах и платежных системах".

Государство устанавливает Перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых ИП и юрлица «обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства) для приема платежей с использованием платежных карточек и (или) прием платежей с использованием системы мгновенных платежей".

Список этот периодически обновляется: сейчас действует Перечень, утвержденный постановлением Правительства РК от 01.07.2021. Он включает следующие виды деятельности, в которых, таким образом, нельзя требовать формы оплаты только наличными, а продавец обязан предоставить возможность покупателю расплатиться иначе: например, платежной картой или QR-кодом.

Приведем полностью этот список, состоящий из 14 видов деятельности:

  • оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их ремонт и техническое обслуживание;

  • оптовая и розничная торговля;

  • предоставление услуг гостиницами;

  • предоставление услуг рестораном, прочие виды организации питания и подача напитков;

  • продажа проездных документов (билетов), багажных и грузобагажных квитанций на воздушный и железнодорожный транспорт;

  • предоставление услуг по транспортной обработке грузов, складированию и хранению, вспомогательные услуги по транспортировке и услуги по перевозке грузов;

  • деятельность туроператоров и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (кроме турагентов);

  • деятельность в области страхования;

  • деятельность в области здравоохранения;

  • деятельность в области образования;

  • деятельность по распространению кинофильмов, видео- и телевизионных программ, показ кинофильмов;

  • деятельность фитнес-клубов, спортивных клубов, дискотек;

  • деятельность по организации азартных игр и заключения пари;

  • предоставление услуг по боулингу (кегельбану) и бильярду.

Уточнение к списку: требования не распространяются на ИП и юрлица в сфере оптовой и розничной торговли сельскохозяйственной продукцией собственного производства, продукцией аквакультуры (рыболовства) собственного производства, а также, разумеется, нестационарные торговые объекты, находящиеся в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования.

Ну и главное — из этого следует, что, если вид деятельности продавца не входит в Перечень, тот имеет полное право требовать оплату исключительно наличными. 

Таковы действующие правила. 

Когда чужие правила — указ

А в заключение — о возможности их изменения.

Дело в том, что Правительство РК 29 июня 2023 года внесло на рассмотрение Мажилиса проект нового Закона РК "О защите прав потребителей" — уже третьего в истории (предыдущие варианты были в 1991 и 2010 годах, последний — ныне действующий).

С тех пор о продвижении документа по направлению к выходу в свет информации нет. Впрочем, в версии разработчика нет и нормы об обязанности продавца предоставить потребителю выбор формы оплаты. Хотя это странно.

Вспомним о том, с чего начали. Свобода выбора формы платежа прописана в законе о защите прав потребителей наших союзников по ЕЭС.

Чужие правила нам, конечно, не указ, однако межгосударственный Договор о Евразийском экономическом союзе, участником которого является Казахстан, регламентирует в статье 61, что члены Союза должны по возможности стремиться к гармонизации законодательства и в этой сфере.

"Государства-члены проводят согласованную политику в сфере защиты прав потребителей, направленную на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов".

Вот так. Так что, возможно, следует ждать соответствующих поправок от депутатов. Ну а пока казахстанцам придется носить с собой и смартфон, и портмоне.

Читайте в свежем номере: