Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Сфера споров и критики

Мажилис Парламента РК принял поправки во втором чтении в законопроект по госзакупкам

Закон «О государственных закупках» в новой редакции Мажилис принял во втором чтении. Согласно ему исполнение договоров госзакупок теперь будет подлежать общественному мониторингу, особенно в отношении работ, связанных со строительством. При этом для повышения качества исполнения обязательств сократится возможный объем передаваемых на субподряд работ — с 50 до 30 процентов. 

Сфера государственных закупок в Казахстане всегда была предметом споров и критики. Более того, затяжные сроки проведения процедур и излишний бюрократизм зачастую затягивали процесс экономического и социального развития. О реформах в законодательстве государственных закупок впервые заговорили в 2022 году, тогда как действующий Закон «О государственных закупках» был принят еще в 2015-м. 

— Сфера одна из самых реформируемых. Позапрошлый закон правился раз в полгода, действующий — ежеквартально. При обсуждении проекта в Общественной палате спросил у разработчиков, нельзя ли ввести мораторий на корректирование нового закона после принятия хотя бы на год? Сказали, что у них новые идеи возникают еженедельно, — заметил на это политолог Данияр Ашимбаев в своих социальных сетях. 

Между тем, согласно данным руководителя рабочей группы по разработке законопроекта о госзакупках депутата Мажилиса Парламента РК Руслана Кожасбаева, рабочей группой в новом законопроекте максимально были сокращены сроки процедур и упрощен закупочный процесс. Также большая часть работы была направлена «на минимизацию коррупционных рисков». 

— Законодательство о госзакупках изначально должно было победить коррупцию и стимулировать конкуренцию, но толком не сделало ни того ни другого. Напротив, многие квалифицированные опытные организации и предприятия регулярно жалуются, что проигрывают тендеры демпингующим однодневкам. 

На это жалуются и министерства с акиматами, которые регулярно получают недобросовестных поставщиков, с которыми потом вынуждены месяцами судиться. Проблеме столько же лет, сколько и самим тендерам, — подчеркнул политолог. 

Однако вышеупомянутое — это лишь часть нововведений, которые предложили депутаты с момента начала обсуждения законопроекта, состоявшегося в феврале текущего года, тогда как сегодня сравнительная таблица включила в себя 145 позиций. Всего же на рассмотрение поступило 345 поправок. 

Больше всего внимания, повторим, было уделено строительной сфере. Затяжные процедуры тормозили и тормозят строительство жилых и нежилых объектов, увеличивая тем самым количество долгостроев в стране, и без того чреватых многочисленными проблемами. Плюс длительность госзакупок по нынешнему законодательству, которую признал и Руслан Кожасбаев. 

— В настоящее время одной из проблем в сфере госзакупок является длительность процедур. Сегодня срок проведения конкурса составляет почти два месяца, причем без учета обжалования. Это было связано с необходимостью соблюдения всех процедурных этапов — предварительное обсуждение, предварительный допуск и многие другие нюансы. В новом же законе срок осуществления государственных закупок планируется сократить с двух месяцев до одного, — подчеркнул мажилисмен. 

Но главное, согласно принятым во втором чтении поправкам, на которые возлагают свои надежды депутаты, было также озвучено три важных момента. 

Во-первых, это обязательное комплексное строительство под ключ, то есть с установлением ответственности одного поставщика на всех этапах реализации проекта — начиная от проектирования, строительства и до ввода объекта в эксплуатацию. 

Во-вторых, это внедрение института офтейк-контрактов, направленных на поддержку отечественных товаропроизводителей. Тем более что, как известно, одним из принципов осуществления государственных закупок является оказание поддержки отечественным производителям. Правда, в той мере, в которой это не противоречит международным договорам, ратифицированным РК. 

И в-третьих, это упрощенный закуп научных организаций через отраслевое законодательство. 

Насколько все эти нововведения окажутся эффективными, покажет, конечно, время. А пока после второго чтения в Мажилисе документ ушел на рассмотрение в Сенат. 

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: