Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Рецепт для головной боли
ПравоЗаконотворчество

Рецепт для головной боли

Подводные камни в войне с синтетическими наркотиками

WELAR

В Парламенте РК сейчас рассматривается законопроект, который должен помочь в борьбе против синтетических наркотиков. Дело в том, что ныне действующее законодательство Казахстана больше направлено против дурмана естественного происхождения, содержащегося в опиумном маке, конопле и прочих «волшебных» травах. При этом законы бессильны против синтетических наркотиков, полученных искусственным путем. А именно они в XXI веке — главный бич. 

В общем, начинание хорошее. Вот только инициатива косвенным образом может ударить по всем гражданам, которые ни к наркобаронам, ни к наркоманам никакого отношения не имеют. 

Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» уже принят в первом чтении. Пройдет немного времени, и он станет документом, обязательным к исполнению. И новшества, которые он привнесет, коснутся всех граждан без исключения. Хотя, конечно, в первую очередь наркодельцов. Коротко скажем и о них. 

Дело в том, что «синтетика» требует подпольных лабораторий и соответствующего оборудования, а также прекурсоров, то есть веществ, используемых при изготовлении наркотиков. Очевидно, что борьбу с наркопреступностью надо вести в том числе путем пресечения незаконного оборота прекурсоров. Это наиболее эффективная мера. И как раз с этим в РК проблемы. 

Ответственность установлена только за их контрабанду в Казахстан. Но ведь эти химические вещества можно изготовить на месте. И это делают! Однако ответственность за незаконный оборот прекурсоров (изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и сбыт) внутри страны отсутствует. 

Все статьи УК, посвященные борьбе с наркобизнесом (от 296-й до 303-й), в качестве предмета преступления упоминают только наркотические и психотропные вещества, а также их аналоги. Но не прекурсоры! 

Исключение составляет статья 301 УК, по которой предусмотрена ответственность за оборот прекурсоров, но лишь при производстве наркотиков для сбыта последних. Однако и она полна изъянов. Дело в том, что пока подпольные химики в лаборатории не изготовили из прекурсоров «целевой» наркотик, их деяния подпадают под действие статьи 301 УК лишь иногда. А именно, когда эти самые прекурсоры (то есть химические «предшественники») являются официально признанными ядовитыми веществами. 

А это бывает далеко не всегда. Зачастую эти вещества являются вполне респектабельными лекарственными средствами. Поэтому-то прекурсоры и не названы в действующей редакции статьи 301 УК. 

В результате Казахстан стал эпицентром производства «синтетики» в Центральной Азии. В стране создана целая сеть подпольного производства синтетических наркотиков. О промышленных масштабах говорит хотя бы тот факт, что только в текущем году ликвидирована 31 подпольная нарколаборатория. 

А могло быть и больше. Но у правоохранителей связаны руки. Они вынуждены ждать, когда наркодельцы приступят непосредственно к «варке» наркотиков. Иначе дело не будет иметь судебной перспективы. Как результат, за последние несколько лет по статье 301 УК не возбуждено ни одного уголовного дела. 

Теперь в нее вносятся изменения. Прекурсоры будут входить в перечень предметов преступления даже без цели сбыта.

То есть, предположим, накрыли правоохранительные органы ту же подпольную лабораторию. Раньше, если нашли только сырье, но нет готовых наркотиков, дело в суде разваливалось. Теперь для тюремного срока достаточно и прекурсоров. 

Все есть яд, и все есть лекарство

Как уже говорилось выше, некоторые прекурсоры сами по себе могут являться лекарствами, вполне легально продающимися в аптеке. Более того, некоторые из таких лекарств наркозависимые граждане могут употреблять как самостоятельное наркотическое средство. Например, трамадол, который является мощным обезболивающим, но как опиоид представляет явный интерес для лиц с зависимостью. Чем и пользовались наркоторговцы. 

Реализатору достаточно было обзавестись лицензией на фармацевтическую деятельность, после чего доказать, что тот же трамадол продается не просто страждущим, а страждущим по «дозе», было весьма затруднительно. Да и в случае, если бы это удалось доказать, максимум, что светило «аптекарям» — административный штраф по статье 426 КоАП за нарушение правил фармацевтической деятельности. Например, за отпуск лекарственных средств без рецепта. 

В качестве примера можно привести небезызвестного «короля трамадола» Карпова из Уральска, которого в 2022 году неоднократно задерживали с крупными партиями сильнодействующих веществ благодаря сигналам правозащитников. Но поскольку формально он имел лицензию на аптечную деятельность, то найденные у него партии трамадола объяснял тем, что вез лекарство со склада в аптеку для законной реализации. То есть его просто отпускали, даже без незначительного (для бизнесмена) штрафа. И это тоже стало настоящим бичом. 

С распространением «синтетики» наркоманы все больше стали принимать эти лекарства, что называется, для усиления эффекта, как дополнение к «основной дури». Такие медицинские препараты, как тропикамид, закись азота, сомнол, прегабалин и так далее, стали предметами массового злоупотребления, особенно среди подростков. 

Те же глазные капли тропикамид, которые можно купить в обычной аптеке, наркоманы закапывают в нос или вводят в вену и тем самым добиваются галлюциногенного эффекта или усиливают действие синтетического наркотика. 

Да, требуется рецепт, но это ограничение легко обходится. Ведь за безрецептурный отпуск лекарств и нарушение правил обращения с ними сейчас предусмотрена только административная ответственность по вышеупомянутой статье 426 КоАП. Это означает штраф, например, для ИП в размере 70 МРП. 

А теперь представьте, сколько будет потерянной выгоды для продавца, если в аптеке будут привередливы? Не потому ли далеко не все провизоры требуют рецепт?.. 

И вот теперь за безрецептурный отпуск (то есть нарушение правил обращения) таких сильнодействующих лекарств, которые можно использовать как прекурсоры или самостоятельно (но не по назначению), вводится уголовная ответственность. Поправки в статью 303 УК предусматривают наказание от штрафа в размере до 160 МРП и до ареста на срок до 40 суток. Что важно: с возможным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 

То есть выделяем главное — за проданные без рецепта лекарственные средства могут и прикрыть лавочку, то есть аптеку. 

Побочный эффект 

Это, безусловно, печальная новость для беспринципных провизоров и самих наркозависимых. Но, к сожалению, как всегда бывает, под раздачу попадут и обычные граждане, никогда ничего «такого» не нюхавшие, а коловшиеся разве что антибиотиками. 

Как уже было сказано, лишь цель использования одного и того же химического вещества позволяет рассматривать его в одном случае как законный медикамент, в другом — как предмет престу

пления, прекурсор. Но поскольку аптекарь не знает, как покупатель собирается использовать те же глазные капли, он, вероятно, перестрахуется, чтобы не закрыли аптеку на три года, и теперь уже не продаст их без рецепта. А заодно и весь остальной ассортимент. 

Ведь раньше он рисковал лишь тем, что мог заплатить штраф, повторимся, не столь уж значительный для предпринимателя. Теперь же рискует остаться без бизнеса. А то и получить срок (часть 2 статьи 303 УК), если были тяжкие последствия. 

Разумеется, без рецепта лекарственное средство продавать и прежде было нельзя (это запрещала уже трижды упомянутая статья 426 КоАП). Но если прежде это требование во многих случаях ограничивалось бумажным объявлением, расположенным в аптеке не на самом видном месте, то теперь запрет станет реальным. 

А это лишняя головная боль для покупателей. Которым, прежде чем купить таблетки от настоящей головной боли, нужно будет получить у врача рецепт. А это лишние расходы. Причем именно лишние, бессмысленные, потому что ничего нового 90 процентов врачей, получивших деградировавшее медицинское образование (читай: обменявших родительские деньги и личное время на диплом), во время приема не скажут. Но к тому же обяжут сдать кучу необязательных — и весьма недешевых — анализов. 

Предвидим доводы докторов об опасности самолечения, но уж слишком за ними виден меркантильный интерес, чтобы принимать их за чистую монету. 

И тогда что получается? Борются с наркомафией, которая, как известно, бессмертна. Пытаются спасти наркоманов, которые все равно свою дозу найдут. А расплачиваться придется тем, кто ни сном, ни духом, ни «приходом»! 

И кстати, этими новеллами в законодательство предлагается декриминализация немедицинского потребления наркотических средств в общественных местах. Раньше за «косяк» на скамеечке в парке полагался штраф в 80 МРП или арест до 20 суток. Теперь часть 1 статьи 296 будет выведена из УК, но и в КоАП не переместится. То есть даже административной ответственности за употребление наркотиков не останется. 

Приехали. 

Читайте в свежем номере: