Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Правила арифметики и дорожного движения
ПравоЗаконотворчество

Правила арифметики и дорожного движения

Новые поправки в ПДД в Казахстане

Со среды, а именно с 4 декабря 2024 года, введены в действие изменения в правила дорожного движения. Как в сам закон, так и в соответствующие поправки в КоАП. Из хороших новостей: теперь не будут штрафовать за езду без ходовых огней в светлое время суток. Новых строгостей больше — вводится понятие средней скорости, штрафы за нарушение скорости увеличатся, а пойманным за рулем в состоянии опьянения на семь лет запретят сдавать на права.

Среди новых правил самое резонансное, безусловно, — наказание за превышение средней скорости. Раньше такого в отечественном законодательстве не было, хотя средства видеофиксации скорости появились достаточно давно. Тогда же возник и соблазн повесить на столб не одну камеру, а хотя бы две — на въезде на некий участок дороги и на выезде. А заодно ввести в законодательство понятие средней скорости, как это делается нынешними поправками (пп. 29-1) в статью 1 Закона РК «О дорожном движении»: «Средняя скорость движения транспортного средства — скорость, определяемая путем деления протяженности участка дорог общего пользования республиканского значения, пройденного ТС, на промежуток времени, в течение которого это расстояние пройдено».

Вроде ничего сложного, элементарные основы физики. Казалось бы, ничто и раньше не мешало перенести эту фикцию в главу 10 ПДД и статью 592 КоАП и штрафовать лихачей за превышение арифметически высчитываемой величины.

Но есть вопрос. Точнее, их несколько, но мы сейчас не будем говорить о презумпции невиновности (ведь нет и не может быть уверенности, что водитель не воспользовался другим маршрутом, более коротким, свернув с трассы, а затем вновь на нее заехав) и прочих отвлеченных вещах.

У любого правонарушения должны быть четко определенные, конкретные время и место. Последнее — особенно. Однако превышение максимальной скорости путем вычисления средней скорости таких координат не имеет. Почему это важно? Простыми словами: от этого зависит, кто будет наказывать.

Или, выражаясь юридически, кому будет территориально подсудно правонарушение, если участок дороги проходит через несколько административных единиц.

АВТО (1).jpg

Из-за наличия неразрешимых правовых противоречий — причем фундаментальных — в Казахстане до сих пор и не было ответственности за превышение средней скорости. При этом без официальных комментариев. 

Между тем в России, где такую ответственность ранее вводили, а затем отменили, было на этот счет решение Верховного суда (именно такое, что со стороны уполномоченных органов неправомерно указывать отрезок, а не точку — конкретное место нарушения).

И это, повторимся, лишь один из вопросов к проблеме средней скорости. Тот, что важен именно для администрирования правонарушений. То есть это проблемы, с которыми неизбежно столкнутся сами чиновники, когда закон вступит в действие.

Логика законодателя понятна. Вот цитата: «Как показывает анализ правоприменительной практики, превышение установленной скорости движения является основной причиной ДТП с тяжкими последствиями. Соответственно, введение средней скорости заставит водителей снизить скорость и уменьшит количество жертв ДТП».

И далее инициаторы даже ссылаются на опыт других зарубежных стран: «Измерение средней скорости на определенном участке дороги автоматическими камерами фиксации нарушений ПДД успешно практикуется во Франции, Великобритании, Ирландии, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Австрии, Италии и является бесспорной мерой в снижении аварийности на дорогах».

Однако, заметим, сам по себе чужой опыт еще ни о чем не говорит. В упомянутых странах и однополые браки разрешены, если что. Это ведь не повод вносить поправки в Кодекс РК «О браке (супружестве) и семье»...

По сравнению с этой новеллой остальные выглядят не столь радикальными, но скажем и о них. 

В Казахстане вырос максимальный штраф за нарушение скоростного режима. Эти штрафы, кстати, и так едва ли не самые крупные среди стран-соседей. За превышение скорости транспортных средств на 60 и выше километров в час от разрешенной вводится более строгая административная ответственность в виде штрафа размером 40 МРП (часть 3-1 в статью 592 КоАП). А в случае повторного правонарушения в течение года — 60 МРП. Таким превышением будет, например, передвижение со скоростью более 120 километров в час по городу при разрешенных 60.

Лица, не имеющие и не получавшие права управления транспортными средствами, привлеченные к ответственности за нахождение за рулем, в том числе в состоянии алкогольного, наркотического и/или токсикоманического опьянения, не будут допускаться к сдаче экзаменов на получение такого права в течение семи лет (пункт 2-1 статьи 74 Закона РК «О дорожном движении»). Это же их ждет в случае отказа от освидетельствования.

Если же граждане попадутся повторно в течение года, срок недопущения до экзаменов вырастет до восьми лет.

Напомним, водители, имеющие права, лишаются их на семь или восемь лет в зависимости от проступка, а вот не имеющие прав граждане ранее могли претендовать на получение документа на следующий день после совершения правонарушения. Они могли беспрепятственно сдать экзамен и получить водительское удостоверение после исполнения административного наказания (20 суток административного ареста).

Инструкторы, обучающие вождению, в момент обучения и сдачи экзамена приравнены к водителям автотранспортных средств. Их статус предусмотрен в структуре определения водителя. Закономерно, ведь в момент сдачи экзамена экзаменуемый еще не имеет прав вождения, а значит, не может считаться водителем и нести ответственность. 

Законопроектом уточняется, что подготовка водителей должна проводиться исключительно в специальных образовательных учреждениях. Эта новелла на законодательном уровне прекращает существование института самоподготовки водителей, который ранее также был исключен из приказа министерства.

Ну и напоследок хорошая новость. По действующим до 4 декабря правилам за невключенные ходовые огни (часть 1 статьи 602 КоАП — нарушение водителями ТС правил пользования внешними световыми приборами в светлое время суток) полагалось предупреждение или штраф в размере 3 МРП. На усмотрение инспектора. Эту неопределенность исключили, оставив лишь предупреждение. Ведь любая такая вилка в законе — коррупционные риски. В общем, теперь, если забыл включить ходовые огни, или ближний свет (пункт 134 ПДД), или противотуманные фары вместо него (пункт 133 ПДД), можно не опасаться за свой кошелек. Но лишь на первый раз. За повторное в течение года нарушение штраф оставляют – 5 МРП.

С одной стороны, вроде гуманизация. С другой — у инспекторов появился лишний повод (которых не так много) остановить расслабившихся водителей и проверить на предмет чего другого...

Фото Талгата Галимова

 

Читайте в свежем номере: