Представители власти готовят значимый законопроект. Согласно его содержанию, педофилов будут сажать на пожизненный срок. Также водителям автобусов будет запрещено насильственно высаживать детей из общественного транспорта. Уголовное наказание получат и те, кто домогается детей в общественных местах. До сих пор из-за отсутствия законодательных мер их де-юре считают хулиганами. Все перечисленные нормы содержатся в законопроекте о безопасности детей, который в конце минувшей недели представила на заседании общественной палаты при Мажилисе уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева.
Глубокие травмы
В ходе заседания Закиева привела ужасающие цифры. За восемь месяцев этого года суициды среди детей выросли на 47 (!) процентов, количество преступлений против них — на 18 процентов, ежегодно 157 детей выпадают из окон.
Говоря о законодательных поправках, подготовленных депутатами фракции Amanat, детский омбудсмен сообщила, что в Уголовный кодекс предлагается внести статью “Насилие в отношении несовершеннолетнего”, охватывающую все формы деяний, связанных с физическим насилием и жестоким обращением; пересмотреть статью 140 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего», включив в нее всех потенциально возможных субъектов, в том числе родственников, от которых, как показывает реальность, исходит угроза насилия в отношении детей. При этом разработчики документа предлагают предусмотреть курс психологической помощи лицам, жестоко обращающимся с детьми, для исключения таких случаев впредь.
— Считаем необходимым исключить примирение сторон по преступлениям, связанным с физическим насилием и жестоким обращением (с несовершеннолетними. — Прим. автора). Это связано с тем, что сегодня 30 процентов дел закрывают в связи с примирением сторон.
Ужесточить наказание и обеспечить его неотвратимость путем исключения ограничения свободы, оставив лишение свободы по статьям, связанным со средним, тяжким вредом здоровью и истязанием, — проинформировала омбудсмен.
Вместе с тем в УК предложено внести статью “Приставание сексуального характера к несовершеннолетним” с наказанием за это деяние и последующим пробационным контролем виновного.
— Необходимо дальнейшее ужесточение наказания по преступлениям, связанным с изнасилованием несовершеннолетних, — полагает Закиева. — Оставить лишь пожизненное наказание, без существующей вариативности 15-20 лет.
Разработчики законопроектают содержать исключительно под стражей подозреваемых в период досудебных следственных действий по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних, связанным со средним, тяжким вредом и истязаниями.
За уполномоченным органом законодательно закрепят обязанность разрабатывать программу помощи жертвам. Сегодня, как показывает практика, родители детей, которые подверглись буллингу или насилию, самостоятельно ищут адвокатов и психологическую помощь.
Кастрация — не альтернатива?
До сих пор не всех педофилов, надругавшихся над несовершеннолетними, закрывали на пожизненный срок. Многие из них покинули зону под предлогом химической кастрации. С предложением никогда не выпускать растлителей на свободу согласны и психиатры.
Жестокие, на первый взгляд даже изуверские, наказания за преступления против сексуальной неприкосновенности малолетних существуют в разных странах мира. В США и европейских странах практикуется химическая кастрация — медикаментозное воздействие, направленное на подавление либидо. В ряде штатов США такие таблетки альтернативны тюремному сроку для педофилов. Во Франции, Бельгии, Дании педофилов подвергают принудительной химической кастраций по суду. В Польше к ней добавляют три года лишения свободы, различные тюремные сроки сопровождают кастрацию в Германии. Чехия — последняя страна в Европе, где рецедивирующих педофилов кастрируют по-настоящему, хирургически. Альтернативой служит пожизненное пребывание в психиатрической больнице. Но еще суровее закон в странах шариата, а также в некоторых других, вплоть до того, что таких преступников забивают до смерти или сжигают. В Йемене, например, педофилов публично расстреливают и транслируют казнь по ТВ...
Казахстан — страна с неоправданно мягким законодательством, когда дело касается педофилов. Новый законопроект — первый шаг к тому, чтобы лучше защитить детей от монстров. Если кому-то кажется, что “это слишком”, впору напомнить о самых кровавых педофилах последних 30 лет. Сергей Ткач, он же Павлоградский маньяк, убивал детей и молодых девушек, всего доказано 37 эпизодов, но сам маньяк утверждал, что жертв было больше 100. Сергей Головкин, он же Фишер, убил 11 мальчиков-подростков. У себя в гараже он оборудовал подвал, где истязал своих жертв перед тем, как убить. Анатолий Сливко, Вожатый-потрошитель, более 20 лет растлевал мальчиков, будучи руководителем детского турклуба. Его история стала основой для одного из фильмов проекта “Метод” с Константином Хабенским. Как и история Иркутского монстра, интеллигентного на вид Василия Кулика. Его жертвами становились пожилые женщины и маленькие дети. За два года своей деятельности маньяк убил 13 человек, шестеро были несовершеннолетними.
Что говорят психиатры?
Как объясняют психиатры, для начала надо различать педофилию как психическое отклонение и преступления на почве педофилии. Большинство педофилов, испытывая влечение к детям или к подросткам 12-14 лет (гебофилия), никогда не пойдут на преступление. Они лечатся, боятся, в общем, не дают своим наклонностям развиться в манию. Клиницисты МГППУ провели исследование, сделали хорошую выборку и доказали, что именно личная незрелость, несформированность личности у педофилов позволяют им ассоциировать себя с детьми. Они даже возраст по-другому воспринимают, не так как те, кто в норме. Они буквально считают себя детьми или подростками. Еще для педофила характерны невысокий уровень интеллекта, фобии, формирование зависимостей.
Такими, по мнению исследователей, их делает поражение мозга, причем как перинатального периода, так и последующие. Задокументированы случаи, когда после ЧМТ люди приобретали сексуальные девиации, в том числе и педофилию. Особенно опасны травмы мозга у мальчиков в детском и подростковом возрасте. Травмирующие события — пережитое в детстве насилие, абьюз, жестокое игровое поведение — серьезный фактор. А также детские и подростковые фрустрации на фоне запретов, религиозных догм, излишне ханжеского воспитания. Или наложенный травмирующий опыт вроде просмотра порнографии в нежном возрасте.
Но почему же одни справляются с такими наклонностями, а другие идут убивать? На это влияют уже личностные особенности субъекта. Точно на этот вопрос не ответит ни один врач-психиатр. Этот вопрос не только про педофилию, но и про маньяков. Одно можно сказать с большой долей вероятности — все маньяки и педофилы родом из детства.
Можно ли исправить такого человека? Психиатры считают, что нет. Можно лишь работать с ранними проявлениями насилия и агрессии у детей и подростков. Можно делать тесты, изучать, проводить терапию. Корректировать поведение медикаментозно. Но в некоторых случаях педофилам поможет только изоляция от общества. Причем пожизненная. Если человек совершил преступление однажды, его уже не остановить.