В Казахстане готовится фундаментальная налоговая реформа. Главные ее элементы - так называемый налог на роскошь, а также переход к дифференцированным налоговым ставкам налога на добавленную стоимость (НДС) и корпоративного подоходного налога (КПН) в разных секторах экономики. Сейчас Минфин разрабатывает проект нового Кодекса РК о налогах и других обязательных платежах в бюджет. Документ должен заменить ныне действующий Налоговый кодекс. Разработчик пообещал подготовить документ к декабрю 2023 года. Какое-то время уйдет на то, чтобы его рассмотреть. Принять обещают в октябре 2024-го, чтобы ввести в действие с 1 января 2025 года. Правда, не факт, что успеют.
Одной из главный целей налоговой реформы в РК является внедрение «налога на роскошь». Пишем в кавычках, потому что на самом деле это не какой-то конкретный платеж, а система мер. Ее смысл в том, чтобы сделать ставки определенных налогов - НДС, КПН, ИПН и других - таким образом, чтобы люди со сверхдоходами платили в казну больше, чем остальные. Это называется установление социальной справедливости капиталистическими методами. Вот о ней и поговорим.
Автомобиль - не роскошь, а значит, не предмет налогообложения
С рекомендацией отказаться от налога на транспортные средства выступило Министерство национальной экономики РК. Зачем? Напомним, выступая с Посланием народу 1 сентября 2023 года, глава государства сказал о том, что 20 процентов налогов будет отменено. Вот, видимо, в эту корзину и попал налог на ТС.
И хотя проекта нового Налогового кодекса пока нет, Министерство национальной экономики успело подготовить к нему Консультативный документ регуляторной политики, где и проанализировало фискальную политику Казахстана. И какие проблемы при этом надо решить.
Одним из таких проблемных вопросов и является транспортный налог. О чем бы ни говорили люди, они говорят о цене. В данном случае загвоздкой являются цены на ГСМ. Чиновники утверждают, что с 1 января 2025 года они в Казахстане вырастут - и сильно. Дело в том, что с этого дня в Евразийском экономическом союзе начнет функционировать общий рынок нефти и нефтепродуктов. Договор подписан еще в 2010 году, а в 2018-м решением Высшего евразийского экономического совета принята соответствующая пошаговая программа.
Так вот, продолжают аналитики, цены в разных странах ЕАЭС подравняются. И сейчас топливо в той же России дороже, чем в Казахстане. А ведь в последние полгода российская валюта значительно подешевела - до пяти тенге и ниже за рубль. Тогда как год назад, когда рубль стоил почти восемь тенге, цена на ГСМ в РФ была почти в два раза больше. Если вдруг курс отыграет назад (а это в нынешней политической ситуации более чем вероятно), такое серьезное подорожание вызовет непредсказуемую реакцию у населения (вспомним 2022 год и цены на газ на АЗС).
Вот упразднение налога на транспортные средства и призвано сгладить этот шок. Цитируем авторов: «При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в два раза) соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортными средствами. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом экономкласса, соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения».
Однако это не значит, что государство откажется от тех денег, что ежегодно собирает в бюджет благодаря налогу на транспорт. К слову, в 2022 году эта сумма составила 70 миллиардов тенге. Налог-то отменят, но при этом введут акциз на ГСМ, для чего просто отпустят цены на топливо. Скажем, до российского уровня.
И все вроде логично. Цены на топливо поднимутся якобы объективно, не по вине чиновников. Акциз составит как раз ту разницу между казахстанской и российской ценой. Так что лишнего с населения как бы не возьмут. А еще налог на ТС отменят - забота о кошельке простого человека.
Но есть несостыковочка. Сейчас налог на ТС в Казахстане, в частности на легковые машины, зависит от объема двигателя. Ставки указаны в пункте 1 статьи 492 Налогового кодекса.
Согласно им владельцы бюджетных авто, например с объемом двигателя от 1,5 до 2 тысяч кубических сантиметров (включительно), должны заплатить 3 МРП, то есть 10 350 тенге, за 2023 год. А от 1110 до 1500 «кубов» - еще меньше, 2 МРП, или 6900 тенге. Очевидно, что текущие ставки налога на ТС для собственников малолитражек весьма небольшие. При стандартном объеме бака налог практически равен стоимости одной заправки.
Однако в рамках планируемой налоговой реформы ситуация для этой социальной группы - фактически среднего класса РК - значительно ухудшится. Как минимум на порядок.
Считаем. Если цены на ГСМ вырастят вдвое, тот же 92-й бензин будет стоить 400 тенге за литр. И владелец малолитражки будет вынужден за каждую заправку машины отдавать 15-20 тысяч тенге - вдвое больше, чем сейчас.
А это значит, что если за 2023 год человек заплатит налог на ТС в 2-3 МРП - стоимость одной заправки - один раз в год, то в 2025 году он вынужден будет дополнительно выкладывать эту сумму - фактически скрытый налог на ТС - при каждой заправке машины. Не один раз в год, а двадцать! Или десять - если цены подрастут не вдвое, а, скажем, наполовину. То есть плата государству за владение ТС (как ее ни называй - налог, акциз или как-то еще) вырастет, как уже говорилось, минимум на порядок.
Вот вам и социальная защита небогатых казахстанцев. Напомним, разработчики документа утверждают, что инициатива - в интересах людей. А именно, как они выразились, «лиц, владеющих транспортом экономкласса».
А ведь на самом деле столь резкое поднятие цен на социально значимый продукт - отнюдь не неизбежность. И если такого поворота не могли ожидать в 2010 году, когда подписывали международный договор, то сейчас, в 2023-м, есть еще время, чтобы избежать его в 2025-м.
Возможно, это будет объем два литра (плюс-минус). Владельцев ТС, которые укладываются в лимит, освободят от уплаты налога. А вот с тех, у кого автомобиль мощнее установленного предела, будут драть вдвое: за себя и за того парня экономкласса.
Кстати, от налога на ТС предлагают освободить не всех. Расчет прост. В 2022 году поступления по налогу на транспортные средства физических лиц, как уже говорилось в тексте, составили 70 миллиардов тенге. Возьмем эту цифру за основу. Значит, примерно такую сумму и должны собирать с казахстанских автомобилистов вкупе: чтобы и бюджету не навредить, и людей не раздраконить. А высчитать, где заканчивается эконом и начинается роскошь, зная, сколько в РК машин и с какими моторами, - дело техники.
Подоходный налог: прогрессивная шкала вместо фиксированной ставки
Напомним, в нашей стране до 2006 года уже применялась эта самая прогрессивная шкала (или плавающая ставка) ИПН. В зависимости от своих доходов налогоплательщик должен был заплатить 5, 10, 15 или максимум 20 процентов. Разумеется, настоящие доходы скрывались, зарплаты выплачивались, что называется, в конвертах - чтобы платить в казну по минимуму.
В результате в 2007 году от прогрессивной шкалы государство отказалось, перейдя на так называемую плоскую шкалу с фиксированной ставкой для всех независимо от доходов. В отечественном законодательстве это называется «принципом единства налоговой системы» (в статье 9 НК), то есть она «единая на всей территории РК в отношении всех налогоплательщиков (налоговых агентов)».
К слову, плоская шкала практикуется в 29 странах мира, что характерно, в основном в бывших социалистических республиках. Причем в Казахстане ставка одна из самых низких - 10 процентов. Столько же в Болгарии и Кыргызстане, в Грузии - уже 12, России и Беларуси - 13, Чехии - 15, Украине - 18, Эстонии - 20, Латвии - 25 процентов.
И вот «возвращение к истокам». Пока это не факт. Но весьма вероятно. И тогда физические лица обязаны будут не только декларировать доходы, но и платить ИПН в зависимости от уровня этих задекларированных доходов. Возможно, с этой целью и нужны декларации о доходах. А с какой еще?
Сейчас в Казахстане фиксированная ставка ИПН 10 процентов - много это или мало? Если сравнивать с Нидерландами (52 процента, а ранее достигал 72), то немного. С другой стороны, во многих странах с прогрессивной шкалой люди небогатые вообще освобождены от какого бы то ни было ИПН. Так, в Германии не облагаются ИПН граждане с доходом меньше девяти тысяч долларов, а в Сингапуре - 16 тысяч долларов.
Кстати. Среднеарифметическая зарплата в РК составила во втором квартале 2023 года, по данным Бюро национальной статистики, 365,5 тысячи тенге, то есть около 10 тысяч долларов в год.
И, между прочим, в Казахстане тоже предусмотрены налоговые вычеты для бедных. Им посвящен, в частности, пункт 1-1 статьи 353 НК. Если доход плательщика ИПН меньше 25 МРП в месяц (86 250 тенге в месяц, или 2250 долларов в год), то сумма облагаемого дохода уменьшается на 90 процентов.
Это значит, что казахстанец с доходом до 2250 долларов в год (в 2023 году) платит один процент ИПН. Если зарабатывает больше, то 10 процентов. Кроме того, как известно, существует множество специальных налоговых режимов. Так, индивидуальный предприниматель платит по упрощенной декларации со всех своих доходов лишь 1,5-процентный ИПН (согласно пункту 1 статьи 687 и пункту 2 статьи 688 НК).
Вот и получается, что два физических лица - один нищий, а другой ИП и классный специалист с миллионными доходами - платят практически одинаковый ИПН, 1 и 1,5 процента соответственно. А ведь есть еще и другие специальные налоговые режимы… При том, что по общему правилу ставка составляет 10 процентов. В общем, с ИПН (велик он в РК или нет) получается классическая средняя температура по больнице.
Но в любом случае картина мало похожа на декларируемую законом «единую налоговую систему». Поэтому очень вероятно, что в новом Налоговом кодексе начисление ИПН все-таки будут менять. Несмотря на большой риск, что в Казахстане опять станут практиковать выплату зарплат в конвертах.