Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Без прав, но с обязанностями

За несоблюдение ПДД электросамокатчики и мопедисты теперь могут отправиться в «бан». В ближайшее время в Алматы появится новый инструмент, позволяющий воздействовать на водителей мобильного транспорта, нарушающих правила дорожного движения. Не штраф, но тоже хороший «кнут», который заставит задуматься даже систематического нарушителя — а стоит ли повторять? 

Печальная статистика
Напомним, что с 18 сентября вступили в силу поправки в Закон «О дорожном движении», которые ужесточили требования для водителей средств индивидуальной мобильности — мопедов/скутеров и электросамокатов. Не секрет, что резкий скачок популярности этих двух видов транспорта возник с выходом на казахстанский рынок кикшеринговых компаний (аренда электросамокатов) и развитием сервисов по экспресс-доставке. В настоящее время на территории Алматы услуги аренды самокатов предоставляют Ozim, Jet, Yandex, Eleven, Whoosh. Их суммарный парк составляет около 15 000 единиц электросамокатов. Среди сервисов доставки наиболее популярны Glovo, Wolt и «Яндекс Еда». Поскольку они косвенно виновны в ухудшении дорожной обстановки, часть функций по урегулированию данного вопроса ложится на их плечи. 

В частности, 10 октября курьерские и шеринговые компании совместно с полицией Алматы, Управлением городской мобильности акимата города и Палатой предпринимателей подписали Меморандум о сотрудничестве по обеспечению безопасного дорожного движения и снижению рисков дорожно-транспортных происшествий. Забегая вперед, скажем, что документ этот прорабатывался в течение трех месяцев, и в финальном варианте получился действительно рабочий инструмент, пусть и требующий ряда дополнений. Теперь обо всем по порядку. 

Самому подписанию предшествовала дискуссионная сессия, в ходе которой первым выступил заместитель начальника управления местной полицейской службы ДП южной столицы Диас Дуанбеков. 

«В Алматы за девять месяцев текущего года зарегистрировано 25 ДТП с участием электросамокатов, в которых пострадали 27 человек. Из них двое погибли. По части мопедов за аналогичный период было зарегистрировано 292 ДТП, где пострадали 314 человек. Из них 14 погибли. Отмечу, что данная статистика не отражает реального положения дел, поскольку во многих случаях участники ДТП решают все на месте, не вызывая полицию. Анализ ДТП показал, что большая часть из них происходит на перекрестках дорог. Кроме этого, многие лица, управляющие электросамокатами, не знают азов ПДД. Много проблем и с курьерами, которые ездят на мопедах, допуская выезд на полосу встречного движения. Они не соблюдают ПДД и чувствуют определенную вседозволенность. В этом направлении департаментом полиции проводится определенная работа. В частности, за девять месяцев мы привлекли к административной ответственности более 900 мопедистов. Также отмечу, что 18 сентября вступили в силу новые поправки ПДД. В этой связи была проведена отработка, и всего за три дня мы выявили более 2000 правонарушений», — заключил Дуанбеков. 

20221105_174010.jpg

Полицейский не всегда прав
В свою очередь, директор кикшеринга Jet Sharing Мусалав Алибеков подхватил озвученный сотрудником МВД вопрос отработок по самокатам, сообщив, что есть факты, когда сотрудники полиции привлекали и тех, кто ездил по правилам. 

«Наши сотрудники тоже попали в список озвученных 2000 нарушений, причем они ездили по тротуарам и велодорожкам. Но! Полицейские также потребовали и права, и наличие шлемов. (Согласно новым поправкам в ПДД, по тротуарам и велодорожкам можно ездить без шлема и водительского удостоверения. — Ред.) 

Нарушителей действительно много, но мы против того, чтобы ловили всех подряд. Мы хотим более тесного, конструктивного и продуктивного сотрудничества», — отметил Алибеков. 

Данный эпизод прокомментировала заместитель начальника ДП по цифровизации ДВД города Алматы Ольга Агафонова, подчеркнув, что любые неправомерные действия можно фиксировать. Это в дальнейшем позволит гораздо быстрее прийти к консенсусу. 

«Мы по каждому факту готовы разобраться. В городе установлено достаточно большое число видеокамер. Также я бы попросила учитывать тот факт, что наши сотрудники — это представители власти и их можно снимать на видеокамеру. Поэтому в случае какой-то непонятной ситуации можете доставать свой смартфон и снимать эту ситуацию. Также есть мобильное приложение «102», куда можно отправить этот материал. Он будет рассмотрен в течение трех дней. У того человека, который остановил, будет истребована запись из портативного видеорегистратора, после чего будут сделаны соответствующие выводы. Если факт нарушения со стороны полицейского подтвердится, то он будет наказан», — отметила Агафонова. 

Ситуация действительно требует разбирательства как минимум для того, чтобы подобных инцидентов не случалось. Допустить, что самокатчик не знал об изменениях в ПДД, можно, но чтобы полицейский их неправильно трактовал... Если блюститель порядка выписывает нарушение при его фактическом отсутствии, то это как минимум повод для прохождения тестирования на профпригодность. 

IMG_7505.JPG

Инструмент готов, осталось его настроить
Компания «Сергек» еще весной прошлого года запустила для МВД мобильное приложение «Коргау», в котором интегрированы возможности камер системы «Сергек», центров оперативного управления и мобильных приложений МВД. Функционал был доработан, и теперь полицейские могут помимо штрафов выписывать и предупреждения, в том числе для таких участников дорожного движения, как электросамокатчики и мопедисты. 

Поскольку как в первом, так и во втором случае у водителей может не оказаться водительских прав, привязка будет к номеру мобильного телефона. Механизм следующий. Как только человек набирает определенное количество нарушений (допустим, три), данные о нем автоматически попадают в специальный чат-бот, где информацию могут считать все участники, подписавшие меморандум. Далее следует блокировка аккаунта пользователя, который получает предупреждения систематически. Будь то курьер или водитель электросамоката, его могут лишить допуска к сервису как таковому — в этом и заключается суть меморандума. Просто и понятно. Не умеешь ездить по правилам?! Получи «бан» — месяц без самоката. 

Что вызывает уважение — проект, по сути, еще находящийся на самом старте реализации, уже достоин признания на мировом уровне. Это отметил один из подписантов, глобальный 

директор Glovo по работе с госорганами Уильям Бенхолл (William Benthall). 

«Я работаю по данному вопросу в 25 странах мира. Тот формат, который я увидел здесь, в Казахстане, является самым интересным именно с позиции взаимодействия с Правительством в вопросе безопасности. Поражаюсь вашему уровню цифровизации госуслуг, разработкам «Сергек» и, в частности, приложению «Коргау», которое позволяет полицейским централизованно работать. На следующей неделе, когда я буду в Румынии, где запланировано обсуждение аналогичных вопросов, намерен рассказать об опыте, реализуемом в Казахстане», — заключил Бенхолл. 

Конечно, впереди еще много работы. Нужно продумать подход к фиксации нарушителей. Ведь в случае блокировки одного аккаунта пользователь сможет просто зарегистрироваться под другим. В этом случае мера окажется неэффективной. Здесь намного правильнее было бы сделать привязку к ИИН, которая наверняка не позволит обходить заградительные меры. 

На данном этапе также не проработан еще один важный механизм — обнуление нарушений. Допустим, в случае с водителями авто и мотоциклов повторное нарушение влечет за собой штраф, который в два раза превышает сумму первого штрафа. Но, что важно, система обнуляется через год. То есть если водитель не нарушал ПДД в течение года, то после повторного нарушения ему вновь выпишут минимальный штраф. Такой подход дисциплинирует. 

По аналогии должна работать и вышеупомянутая система предупреждений. Ведь если они будут «несгораемыми», то это чревато большим сокращением числа пользователей тех или иных сервисов. А этого никто не хочет.

Здесь нужно понимать — несмотря на то, что бизнес идет на сотрудничество с МВД, делает посильные шаги для улучшения дорожной обстановки, он не заинтересован в потере своих клиентов. То есть механизм должен быть гибким. Должен дисциплинировать, но при этом давать шанс показать, что пользователь реабилитировался. 

В заключение отметим, что одна из кикшеринговых компаний презентовала МВД Алматы электросамокаты. В теории такая модернизация должна в разы повысить эффективность работы именно в сегменте микромобильного транспорта. Ведь, согласитесь, пешком за самокатчиками и мопедистами не угнаться, автоэкипажи тоже маневренными не назвать. Здесь же полицейские становятся на равных, по крайней мере, с электросамокатчиками. 

Что из этого выйдет — покажет время. Возможно, такой подход будет эффективным, и опыт алматинских полицейских распространится и на другие города страны, ведь цель — это безопасность на дорогах.