Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Изобретение мотовелосипеда

Что изменяется в правилах дорожного движения

За последние полтора года Парламент принял несколько законов, меняющих ПДД и ответственность за их нарушения. Это, например, новеллы, регулирующие водителей электросамокатов. Но особенно урожайным в этом плане выдался текущий месяц. Так, 18 сентября вступили в силу поправки, утвердившие стандарты эксплуатации электромобилей. А 19 сентября 2024 года Сенатом РК одобрены и отправлены на подпись главе государства последние изменения, вводящие, помимо всего прочего, среднюю скорость и отменяющие штраф за невключенные ходовые огни. 

Отдельно следует сказать еще и о регистрации мопедов. Через шесть месяцев после публикации закона это правило будет введено в действие, а еще полгода дается владельцам на получение водительских прав и номерных знаков

Начнем с электромобилей

Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам транспорта и развития инфраструктуры для электромобилей" вступил в силу 18 сентября. Помимо всего прочего, статья 1 Закона РК "О дорожном движении" дополняется подпунктом 56-1 следующего содержания: "Электромобиль — механическое транспортное средство, оснащенное и приводимое в движение электрическим двигателем, получающим энергию от аккумуляторных батарей, емкостных накопителей и (или) топливных элементов, и заряжаемое исключительно с помощью внешнего источника электрической энергии".

Заметим, прежде даже самого такого понятия в Законе РК "О дорожном движении" не было. И вот, наконец, официально признали и электромобили. Итак, какие плюсы (а также, увы, минусы) ждут их владельцев?

Во-первых, им не надо платить за парковку. Они освобождаются от платы наряду с ветеранами ВОВ, инвалидами I и II групп, законными представителями ребенка с инвалидностью, многодетными матерями и пострадавшими от ядерных испытаний (дополнения в пункт 4 статьи 42-1 Закона РК "О дорожном движении"). Правда, следует обратиться с заявлением в соответствующие местные органы власти. То есть, например, чтобы не платить за парковки в южной столице — в алматинский городской акимат. 

Кроме того, владельцам электромобилей можно осуществлять стоянку ТС с работающим двигателем в жилых зонах (дополнение в подпункт 33 пункта 4 статьи 54 закона).

А еще к услугам владельцев электромобилей будут отдельные стоянки, что называется, два в одном: предназначенные для зарядки во время стоянки. Мало того, "местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы и районов (городов областного значения) по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа обязаны организовать специально отведенные места для стоянки механических транспортных средств, оснащенных электрическими двигателями, предназначенные для оборудования электрозарядными станциями, обозначаемые дорожными знаками и дорожной разметкой". 

Но есть одна проблема. Слово "обязаны" не ликвидирует волшебным образом в одночасье существующий дефицит электрозарядных станций.

Сердцем электромобилей является тяговая аккумуляторная батарея, которую надо регулярно подзаряжать. При фактическом отсутствии в масштабе страны специализированных станций людям приходится делать это самостоятельно — благо приобрести автомобильную зарядную станцию вполне доступно.

Однако вправе ли казахстанцы это делать? Ранее подзарядка нарушала правила пожарной безопасности. Правда, с 31 августа этот пункт отменили. Зато после 18 сентября 2024 года такая несанкционированная подзарядка нарушает новеллы в Закон РК "Об электроэнергетике".

Согласно закону, "потребление электрической энергии электрозарядными станциями не относится к бытовому потреблению".

А значит, владельца электромобиля, который заряжает аккумулятор, подключаясь к электросети дома (а за эту электроэнергию он платит именно как бытовой потребитель), можно привлечь к административной ответственности по новой статье 309-1 КоАП "Самовольное подключение к электрическим сетям", которая также введена в действие 18 сентября. Штраф для физических лиц — 50 МРП, а если авто решили подзарядить на стоянке офиса (и контора относится к субъектам крупного предпринимательства) — 500 МРП.

Заставят мопеды выехать из тени

Мопеды приравняли к механическим транспортным средствам. Казалось бы, очень правильная идея. Жаль, что этого не сделали раньше. 

Но заметим, закон этот, хотя и одобрен Сенатом 19 сентября, главой государства до сих пор не подписан. А значит, введение его в действие откладывается. Как ранее откладывалось принятие закона. И это не случайно. Объясняем, в чем проблема.

По дорогам Казахстана гоняют десятки тысяч мопедов. Приводится цифра в 80 тысяч, но точным числом статистика оперировать не может, поскольку им до сих пор не требовалась регистрация. Это все равно что задаться вопросом, сколько в стране пылесовов… Короче, много. И с каждым годом становится еще больше.

Сейчас владельцам мопедов ПДД практически не писаны. Напомним, как определение мопеда звучит в действующем законодательстве в подпункте 41 статьи 1 Закона РК "О дорожном движении": "Мопед — двух— или трехколесное ТС, снабженное двигателем внутреннего сгорания с объемом цилиндра, не превышающим 50 кубических сантиметров, либо электрическим двигателем и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час".

Сейчас такие вот мопеды "пятьдесят минус" не относятся к механическим транспортным средствам, а значит, их владельцам не нужны водительские права и госномера. Или же мощные электроскутера ("пятьдесят плюс", так сказать) — они не относятся ни к мопедам, ни к мотоциклам. Они вообще де-юре не существуют!

Как результат, для полиции нарушители на мопедах неуязвимы. Для фото— и видеофиксации они неразличимы (нет ГРНЗ), ловить их физически в подворотнях на патрульных авто проблематично. А даже если и поймаешь, во многих случаях предъявить нечего. Нет таких ТС, следовательно, нет и субъектов правонарушений!

Так вот, во-первых, процитированное выше уточнение из подпункта 41 статьи 1 закона — относительно максимальной конструктивной скорости — исключают. И когда новые нормы вступят в силу, все эти транспортные средства независимо от развиваемой ими скорости будут считаться мопедами.

А во-вторых, они будут отнесены к механическим транспортным средствам и подлежать государственной регистрации с получением государственного номерного знака.

Соответственно, водители мопедов становятся полноценными водителями транспортных средств. Для управления мопедами граждане должны будут проходить обязательную регистрацию ТС, получать водительское удостоверение, проходить ежегодный техосмотр и оформлять обязательное страхование гражданско-правовой ответственности водителей транспортных средств.

Все это правильно, но… Надо ведь учитывать риски, связанные с большим количеством уже завезенных в Казахстан мопедов. Повторимся, никто не знает, о каких цифрах идет речь. Может, по факту это десятки тысяч, а может, и сотни тысяч. Чтобы не допустить организационный коллапс при регистрации, требования по мопедам благоразумно запланировали ввести в действие через шесть месяцев после выхода закона. Это время дается для "легализации" завезенного транспорта.

Но все равно нет уверенности, что ажиотажа и осложнений не будет. А может, нужно больше времени? Или специальные организационные методы? В отличие от респектабельных владельцев традиционных ТС электроджигиты на моторашках — ребята бедовые, годами безнаказанности приученные к тому, что им закон не писан. Заставить их "выехать из тени" — задача не из простых. Не потому ли столь неторопливо принимаются новые правила? 

ПДД (2).jpg

Замысел и домысел

Сейчас в законодательстве РК, как и во многих странах, нет даже такого понятия, как средняя скорость движения на автодорогах. Разумеется, нет и юридической ответственности, определяемой посредством ее вычисления. Однако есть государства, где иной порядок.

"Измерение средней скорости на определенном участке дороги автоматическими камерами фиксации нарушений ПДД успешно практикуется во Франции, Великобритании, Ирландии, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Австрии, Италии и является бесспорной мерой в снижении аварийности на дорогах".

Так говорят инициаторы вышеупомянутого закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РК "О дорожном движении" по вопросам организации движения отдельных видов транспортных средств и цифровизации дорожной безопасности", который сейчас на подписи у главы государства.

Новелла заключается в том, что в длинный список того, что запрещается делать водителю, добавляют уточнение. А именно, в текст, где говорится, что нельзя превышать максимальную скорость, установленную в законном порядке, добавляется фраза следующего содержания: "Превышение максимальной скорости движения ТС определяется путем фиксации или вычисления средней скорости движения ТС сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами".

Дополнение вносится в подпункт 16 пункта 4 статьи 54 Закона РК «О дорожном движении», а затем, очевидно, поправку надо будет ожидать и в пункте 76 Правил дорожного движения.

То есть привлекать к ответственности будут, как и прежде, за превышение максимальной скорости, а вот определять, что превышение было, собираются, помимо непосредственной фиксации, еще и путем вычисления средней скорости. А уже затем штрафовать (или лишать прав) в зависимости от размера превышения в соответствии с пунктами статьи 592 КоАП.

С целью новеллы все понятно — она очевидно благая: снижение аварийности. Вопрос в том, будет ли норма работать и не нарушаются ли при этом как права отдельных лиц, так и вообще дух права.

Есть базовый правовой принцип индивидуализации юридической ответственности. В соответствии с ним в отношении такого административного правонарушения, как превышение скорости, устанавливать его следует лишь на основе проверенных фактов в конкретном месте и момент времени, без домыслов, предположений и необоснованных расчетов. Каковым, очевидно, является деление неизвестного фактически пройденного расстояния на определенное время.

Поэтому-то в Казахстане до сих пор и не было ответственности за превышение средней скорости. Между тем в России такую ответственность вводили, а затем отменили. На это было решение Верховного суда (именно такое, что со стороны уполномоченных органов неправомерно указывать отрезок, а не точку — конкретное место нарушения).

То есть, даже если новеллу примут, потом, не исключено, уберут. Потому что вышестоящими инстанциями решения судов и уполномоченных органов будут отменяться, как это уже было у соседей.

«Светлая» поправка

Есть и другие поправки, которые изменяют меру ответственности за нарушение уже существующих норм. Например, по действующим правилам за невключенные ходовые огни (часть 1 статьи 602 КоАП — нарушение водителями ТС правил пользования внешними световыми приборами в светлое время суток) полагается предупреждение или штраф в размере 3 МРП. На усмотрение инспектора.

Эту неопределенность предлагают исключить, оставив лишь предупреждение. Ведь любая такая вилка в законе — коррупционные риски. В общем, теперь, если забыл включить ходовые огни (или ближний свет — пункт 134 ПДД, или противотуманные фары вместо него — пункт 133 ПДД), можно не опасаться за свой кошелек. Но лишь на первый раз. За повторное в течение года нарушение штраф оставляют — 5 МРП.

Читайте в свежем номере: