Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Художник должен быть голодным?

Оказалось, что таких терминов, как «художник» и «изобразительное искусство», Министерство культуры Казахстана не знало... В офисе международного независимого женского фонда художников «ТанШолпан» 20 января 2024 года состоялся круглый стол видных деятелей искусства Казахстана при участии депутата Сената Парламента РК Жанны Асановой. 

Министерство культуры забыло или не хочет знать о художниках?

К этой встрече давно готовились художники и искусствоведы Алматы — и непосредственно Жамиля Такен, возглавляющая деятельность международного независимого женского фонда художников «ТанШолпан», организовавшая диалог двух полюсов. Дело в том, что уже не впервые видные деятели искусств страны обращаются с письмами, заявлениями и предложениями к депутатам, готовящим поправки в Закон РК «О культуре». 

Согласно последней его редакции из него были удалены такие термины, как «художник» и «изобразительное искусство». То есть по факту на юридическом уровне художников в стране не существует как статуса и профессии на законных основаниях. 

Этот казус кажется абсурдным на фоне того, что история любой, даже самой малоразвитой, страны всегда основана на законах о культуре, поддержке художественного образования и мысли. Прежде всего любое государство позиционирует себя как цивилизованное, представляя миру произведения искусства. Куда бы ни приехал турист, в первую очередь он будет знакомиться с культурным и историческим наследием страны. 

Казахстан же как альтернативу всемирному опыту предлагает проект развития креативной индустрии и экономики. Однако есть множество вопросов. На чем они будут базироваться, если нет арт-рынка, недостаточно выставочных пространств, разрушена одна из лучших в мире систем образования, человеческих ценностей и культуры? О этом и говорилось на состоявшейся встрече. Разговор был долгим и эмоциональным. 

Достучаться до “небес”

Депутаты за последние три месяца подготовили поправки в Закон РК «О культуре», которые, наконец, дают четкое определение понятиям «изобразительное искусство» и «художник». Сегодня Жанна Асанова лично работает над законопроектом по креативной индустрии, участвуя в обсуждении этого документа, в частности по вопросам изобразительного искусства Казахстана и защите авторских прав. Также она занимает активную позицию при подготовке проекта закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам поддержки и развития креативных индустрий». Однако сейчас законопроект, по мнению деятелей искусства, еще достаточно сырой. Нет прямого диалога между художниками и государством, предстоит провести масштабную работу по принятию новых поправок и уточнений. 

Союз художников Республики Казахстан серьезно подключился к этой непростой миссии. Прошедшая встреча — это лишь еще одна ступень, чтобы достучаться до «небес», чтобы государство услышало их экспертную рекомендацию конструктивно рассматривать все наболевшие проблемы и вопросы изобразительного искусства на уровне Министерства культуры РК. 

Единое мнение и подготовленную концепцию по развитию и поддержке изобразительного искусства на состоявшейся встрече озвучила Камилла Витальевна Ли, признанный искусствовед Казахстана, член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО, Международной авторской ассоциации, заслуженный деятель Казахстана. Она передала документ депутату, а также попросила Жанну Асанову напомнить всей рабочей группе Министерства культуры о тех ценностях, которые мы утеряли, и в то же время о внушительном художественном потенциале страны, который еще сохранился. 

— В советское время при Союзе художников был фонд, и это была первая рыночная культура в социалистическом пространстве, посредством которой художники могли получать заказы и зарабатывать деньги. Для них также выделялись мастерские, были созданы профессиональные выставочные пространства. Все экспозиции создавались на бесплатной основе, за аренду залов никому не приходило в голову платить, — отметила Камилла Ли. — Издавались за счет поддержки государства каталоги, организовывались выездные выставки. За годы независимости страны многое разрушилось, в том числе система образования, дома культуры, из которых исчезли бесценные фрески, гобелены, витражи и живописные полотна именитых художников. Как мы можем сейчас принять предложение о создании 

проекта креативной индустрии именно в отношении художников, скульпторов, архитекторов, ремесленников, когда самого арт-рынка не существует? Как этот рынок создать — вот в чем главный вопрос. Внесут эти утерянные термины в закон, а дальше что? Никто из художников уже 30 лет ничего продать не может — музеи не покупают, галереи сами бедствуют, коллекционеров нет. При всем этом у нас в стране пока еще есть уникальный художественный контингент и потенциал, способный делать все на самом высшем уровне. Художник создает уникальный и единственный в своем роде продукт — от идеи до реализации. Сам платит за аренду зала, чтобы представить созданное, сам находит спонсоров, чтобы издавать каталоги. Но он не должен заниматься такими вопросами, в том числе и юридическими. Сегодня, как никогда, многое зависит от компетентности людей, которые занимаются на государственном уровне вопросами культуры и искусства. У нас есть предложение начать проект внедрения креативной экономики с создания и развития нового города Алатау. Озвучиваю это потому, что есть самый простой на первое время вариант, как уже сегодня могут зарабатывать художники. И начинать необходимо с того, чтобы в министерстве задумались о социальном положении художников, начиная с получения образования, трудоустройства до поддержки талантов и спокойного выхода наших мэтров на пенсию. А у нас художники еще и получают самое низкое содержание в пенсионном возрасте. У министерства нет комплексного видения того, что происходит в нашей отрасли. 

Не капля, а целый водопад камень не точит?

При такой плачевной ситуации художники, искусствоведы не молчат. Было проведено множество встреч, и только за два последних года Союз художников РК отправил 26 официальных обращений в министерство — ни на одно не было ответа. 

— У нас давно нет надежд, что Министерство культуры что-то решит и будут какие-то прогрессивные перемены. Нас в нем ни знать, ни слышать не хотят, — высказался Ерлан Кожабаев, мультиспециалист, известный график, издатель, ведущий деятель искусств Казахстана. — Мы договариваемся с одним министром или депутатом, приходит другой, опять решаем с новоявленным, и опять его сменяет другой. 

— Вы не оглядывайтесь назад, это прошлое, — комментирует и подбадривает депутат Жанна Асанова. 

— Да у нас и будущего нет, — отвечает художник, издающий, между прочим, на собственные средства каталоги работ своих коллег. — И чем новый министр будет отличаться от предыдущих? Просто стыдно, что такое происходит только в нашей стране. 

Скепсис и пессимизм понятны, и все же впервые депутат приезжает на расширенную встречу с художниками, посвящая весь выходной день тому, чтобы услышать их, а затем озвучить вопросы в министерстве, стать амбассадором творческой интеллигенции Алматы и страны. 

— Эта встреча не случайна, потому как я со своими коллегами, многие из которых такие же энтузиасты, вошла в рабочую группу депутатской комиссии по разработке закона о креативной индустрии, — отметила депутат Жанна Асанова. — Чтобы узаконить права людей искусства, мы принялись за такую работу и очень благодарны вам за то, что вы поднимаете много важных вопросов, касающихся темы изобразительного искусства. Все великие вещи начинаются с фантазии, которую дает нам рисование и которую мы постигаем с раннего детства. Сама глубоко прониклась вашей проблемой, и мы уже внесли в законопроект термины «профессиональный художник» и «изобразительное искусство». Что касается авторских прав художников, то мы также подключили юристов. Однако для нас самих стало большой неожиданностью, что не только художники, но также композиторы и авторы ставших популярными песен не получают гонораров. У нас в стране все ушло в теневой той-бизнес. В качестве примера приведу недавнее признание Байгали Серкебаева, что он ни разу не получал гонораров за использование своих произведений. А всем известно, что практически любое заведение и любой праздник, концерт и той не обходятся без хитов группы AStudio. Вот такая у нас плачевная ситуация в стране. Но мы пытаемся ее изменить. Мы должны знать свои права и защищать их, хотя творческие люди не обязаны этим заниматься. Здесь необходимы специалисты, готовые консультировать и защищать авторов. Нам всем пора проснуться. 

Еще одно сомнение о монетизации и авторском праве 

Темирлан Тулегенов, известный в стране защитник авторских прав, кандидат юридических наук, также комментирует сложившуюся ситуацию, но уже с точки зрения других законов. 

—Я 30 лет работаю с артистами, последние 23 года как юрист по авторскому праву. Занимаюсь юридическим сопровождением различных творческих проектов и могу сказать, что, к сожалению, все проблемы нашей культуры происходят из-за того, что творческие люди игнорируют свои права. Не намеренно, а просто не зная их. В чем я вижу цель креативной экономики, которую сегодня предлагает Президент Токаев? Она состоит в продвижении новых идей и их монетизации. Сейчас разрабатывается система выделения безвозвратных грантов. Что касается теневого той-бизнеса, то, действительно, наши музыканты не утруждают себя заказами новых песен, а просто накладывают свой текст на известные треки. Ни авторы, ни композиторы от этого ничего не имеют, государство тоже не получает налоги, и для всей страны в целом от этого нет никакой пользы. В основу креативной экономики должно быть включено такое понятие, как «защита авторских прав», что предполагает составление договоров на право следования. Если коротко, право следования и право доступа — это когда автор знает, что получит дивиденды от перепродажи своей работы даже после того, как она уже находится в руках коллекционера или просто ценителя искусства. Также при оформлении договора он может просить не продавать его работу или передать ее в музей или галерею, если новому хозяину произведения искусства она станет не нужна по каким-то причинам. 

В этом деле, как сказал юрист, художнику может помочь консультация и услуги специалиста. Хотя на самом деле пока сложно понять и представить, как это будет происходить, если, как говорилось выше, в стране не существует, не образован сам арт-рынок. 

— Галереи сегодня бедствуют — не имеют достаточных пространств и времени для выставок. Да, они существуют, не в таком большом количестве, но все же достаточном для того, чтобы мы могли показать свои работы. Однако мы вынуждены оплачивать им аренду, издавать за свой счет каталоги, — говорит Бейсебек Аканаев, известный в стране и за ее пределами живописец, иллюстратор, член Союза художников РК, один из династии художников Аканаевых. 

Велосипед давно придуман 

Каждый, кто пришел на эту встречу, далеко не дилетант в сфере искусства, даже, напротив, состоявшийся мэтр. Каждый — патриот страны, личность мощная, преданная своему делу. Это и наставники для молодых, и лучшие эксперты в искусстве и культуре Казахстана. Они многое знают и умеют, способны сегодня горы свернуть, лишь бы новая затея министерства стоила их усилий, времени, энергии и здоровья. 

— Есть рекомендации согласно конвенции ЮНЕСКО по поддержке творческих людей, позволяющие провозить работы через границы на выставки, получать какие-то преференции от государства, гранты. Каждое государство каким-то образом демонстрирует уважение к художникам, — подытоживает Асия Хайруллина, художник, член правления СХ РК. 

Результатом диалога стала договоренность о проведении на следующей неделе ZOOM-конференции художников с рабочей группой разработчиков законопроекта. Будем надеяться, что творческую интеллигенцию страны в целом и Алматы в частности услышат, и что-то, наконец, сдвинется с мертвой точки. 

Фото со страниц FB участников круглого стола 

Читайте в свежем номере: