Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Филигранное законодательство
ПравоЗаконотворчество

Филигранное законодательство

Как народ Казахстана своей собственностью пользуется

Существуют науки точные, а есть тонкие. Вот, скажем, согласно Конституции, "земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу". Однако при посещении национальных парков и других особо охраняемых природных территорий гражданам, то есть народу приходится выкладывать денежки. С другой стороны, "земли ООПТ находятся в собственности народа Казахстана и не подлежат отчуждению". Однако последние законодательные поправки дают возможность отдельным гражданам купить их — устроить, например, свой курорт в заповедной глуши. Подчеркнем, официально! И при этом взять землю не в пользование, а приобрести земельный участок именно в частную собственность. Законы — дело тонкое.

Начнем как раз с этих неоднозначных поправок. Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лесного хозяйства, особо охраняемых природных территорий и гарантирования обязательств субъектов частного предпринимательства" принят 26 июня 2025 года, а вступает в силу постепенно. Та новая норма, о которой сейчас идет речь, — с 8 июля текущего года.

Новелла позволяет переводить некоторые земли ООПТ (особо охраняемых природных территорий) в частную собственность. Это революционное изменение правил, но сделано оно, по обыкновению юристов, не прямо, а завуалированно.

Для начала определимся, что входит в состав земель ООПТ. Закон уточняет, что к ним относятся земли государственных:

природных заповедников,

национальных природных парков,

природных резерватов,

региональных природных парков,

зоологических парков,

ботанических садов,

дендрологических парков,

памятников природы.

Это сокровищница казахстанской природы, ее золотой фонд. И потому ничто из него не может принадлежать никому персонально. Как уже цитировался выше пункт статьи 122 Земельного кодекса: "Земли особо охраняемых природных территорий находятся в собственности народа Казахстана и не подлежат отчуждению".

Кто-то, конечно, сильно удивится. Ведь вопреки запрету на территории нацпарков возвышаются особняки и даже строятся новые. Как же так? 

А все очень просто. Ведь национальные парки образованы на территориях, которые когда-то не были особо охраняемыми. Там стояли поселки, где проживали люди. У них в частной собственности были дома, огороды... Не говоря уже о лицах юридических.

Да, по закону (пункту 2 статьи 22 Закона РК "Об ООПТ") при создании ООПТ земельные участки изымаются у собственников и землепользователей. Но... Это ведь не строительство жилого комплекса на месте частного сектора. Белки и зайцы в отличие от застройщика торопить с освобождением земли не будут. А с остальными и договориться можно.

Но это, так сказать, практика. Чисто же формально, по закону, у правоохранителей в любой момент могут возникнуть вопросы к таким землевладельцам. Было бы желание... Впрочем, к этому моменту мы еще вернемся.

Так вот, у всякого правила есть исключения. Повторим, изъятие и отчуждение земель особо охраняемых природных территорий для иных нужд законом не допускается. Но в исключительных случаях возможен перевод земель ООПТ в другие категории (согласно пункту 2 статьи 122 Земельного кодекса РК):

для строительства, обустройства, функционирования объектов Государственной границы РК и для нужд обороны;

для строительства и функционирования стратегических водохозяйственных и гидротехнических сооружений;

для добычи твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);

для строительства инженерной инфраструктуры к объектам туризма (дорогам, линиям электропередачи, трубопроводам).

Что значит перевод? Во всех перечисленных случаях земли ООПТ остаются в собственности народа РК. Да, в государственных природных парках (национальных и региональных), где разрешены ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность, отдельным лицам могут предоставлять земельные участки. Но не в частную собственность, а максимум в долгосрочное пользование на 25 лет.

Такие были правила, которые теперь поменяли. Не прямо, как уже говорилось, но тем интереснее. Зачем?

Итак, к вышеперечисленным четырем случаям, когда допускается перевод земель из категории ООПТ, добавили еще один, пятый. Вот эта поправка: "Для эксплуатации объектов организаций здравоохранения и образования, действующих кладбищ, канализационных очистных сооружений, линий электропередачи, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий и функционировавших до создания и расширения ООПТ, без изменения их целевого назначения".

То есть, если один из названных объектов существовал еще до образования нацпарка, это повод для перевода его (и, конечно, земельного участка под ним) в другую категорию. В данном случае особенно интересен выделенный нами фрагмент — объекты организаций здравоохранения и образования, соответственно их переведут в земли оздоровительного или рекреационного назначения.

Но фишка в том, что это перевод не в другую категорию, а лишь в другую подкатегорию в рамках все той же категории. Поскольку и земли ООПТ, и земли оздоровительного или рекреационного назначения относятся к одной категории, указанной в пп. 4) пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса.

«Смекаете?» — как говаривал один персонаж. Объясним на примере. 

Если в горах близ Алматы во времена КазССР функционировал пионерский лагерь (организация здравоохранения либо образования — подойдет и то, и другое), а затем создали нацпарк и гектары бывшего пионерлагеря вошли в категорию земель ООПТ, то теперь их можно вывести обратно. И перевести, скажем, в земли рекреационного назначения. Но при этом, что характерно, не нарушается важнейшее условие, упомянутое в новых правилах "без изменения их целевого назначения". Ведь целевая категория, на что мы ранее обращали внимание читателей, остается прежней. Однако (алле-ап!) таким переводом снимается табу на отчуждение этого имущества из "собственности народа Казахстана". Что и является самым главным, но крупным шрифтом в поправках почему-то не написано... После чего земельный участок уже ничто не мешает предоставить в частную собственность под рекреационный бизнес — тот же горнолыжный курорт.

Заметьте, именно в частную собственность, а не в пользование. И совершенно официально. И то, и другое также крайне важно, поскольку не исключаем, что не вполне легально "кое-где у нас порой" подобные лакомые кусочки и приобретали фактических хозяев. Но это ненадежно, мало ли что может поменяться... Серьезные люди не хотят рисковать большими деньгами, направляя инвестиции в объект, который не находится в частной собственности, а всего лишь в долгосрочной аренде.

При этом заметьте, что когда-то лучшие природные уголки близ городов как раз и предоставлялись упомянутым пионерским лагерям и прочим рекреационным (хотя слова такого тогда не было) организациям. Мало того что прекрасные ландшафты, так еще и вся инфраструктура готова, а коммуникации подведены. 

Как там придумывали названия чиновники, напрягая креативную жилу: лесная сказка? Что ж, теперь это словосочетание получило новый предпринимательский смысл.

Губенко парки (2).jpg

Кому — вершки, а кому — корешки

А с другой стороны, пока очень отдельные представители народа получили возможность приобретать природные жемчужины в составе ООПТ в частную собственность, есть другая крайность.

Каждый из нас наверняка отчислял, и не раз, плату за использование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Например, когда подъезжал к шлагбауму нацпарка "Бурабай" подле Астаны, чтобы искупаться в озере Щучьем. Или к шлагбауму нацпарка "Иле-Алатау" близ южной столицы, чтобы подышать воздухом в Большом Алматинском ущелье. Или еще к какому-нибудь шлагбауму.

Автор этих строк — тоже. И всякий раз, как и при поездке по платной дороге, задавался вопросом: а почему приходится платить дважды? Ведь однажды при исчислении индивидуального подоходного налога ты уже отдал в государственный бюджет десятину заработанных денег. Не из них ли должны идти средства на разного рода социальные, инфраструктурные, обеспечивающие безопасность и прочие нужды? В том числе и на устройство немногих беседок и мусорных контейнеров на лесных опушках...

Да, в прошлом году эту плату отменили. И совершенно логично. Напомним, 8 июня 2022 года были введены в действие изменения в Конституцию РК. Среди прочих — и упомянутый выше пункт 3 статьи 6, где в качестве собственника природы указывалось не государство, как раньше, а народ.

С тех пор народ может дышать воздухом не в порядке общего природопользования, а по праву собственности. Это же нонсенс, если государство будет взимать с народа плату за использование того, что и так народу принадлежит.

Вот только проблема в том, что деньги, которые вы отдавали на входе, на самом деле включали не одну, а две платы. И если плату за пользование ООПТ отменили, то плату за мифические услуги ООПТ (типа "пользование туристическими тропами") сохранили.

Мифические они потому, что никаких троп, как правило, нет. И даже если в редких случаях есть, ведь деньги эти идут в кассу нацпарков, на очистку территории и тому подобное (устройство и поддержание тех же троп). Но разве, цитирую себя выше, не из налогов, перечисленных налогоплательщиком, должны идти на это средства?

Впрочем, это вопрос риторический. Однако в свете законодательных поправок, которым посвящена эта статья, задаться им еще раз не мешает. А то получается, как в сказке (опять-таки): одним — вершки, другим — корешки от входных билетов. Народ же при своем праве.

Фото Алексея Мальченко 

Читайте в свежем номере: