Депутаты Мажилиса 4 сентября 2024 года приступили к рассмотрению проекта нового Налогового кодекса. Обещают, что в следующем году документ будет принят, а с 2026 года вступит в силу. Это, по сути, полномасштабная налоговая реформа, для обсуждения которой одной статьи, разумеется, не хватит. Ограничимся сейчас вопросом, как государство планирует изменить ставки налогов, которые платят не бизнесмены и предприятия, а простые люди, физические лица — индивидуальный подоходный налог и налог на транспортные средства.
Индивидуальный подоходный налог
В действующем Налоговом кодексе установлена единая ставка ИПН — 10 процентов.
Но существуют специальные налоговые режимы, которых на данный момент пять для субъектов малого бизнеса и два для занятых в сельском хозяйстве. Всего, стало быть, семь. Они перечислены в статье 678 НК: на основе патента, на основе упрощенной декларации, с использованием специального мобильного приложения и так далее.
Ставки применяются разные: от 1 процента на основе патента до 8 процентов в режиме розничного налога. Крестьяне и фермеры в своих сельхозрежимах могут уменьшить на 70 процентов уплачиваемые налоги: ИПН, социальный налог, налог на имущество и ТС.
Такова текущая ситуация. Как же ее хотят изменить?
Самое главное — ставки сделают не едиными для всех. Напомним, что сказал глава государства в Послании от 2 сентября 2024 года: "Назрела необходимость установления дифференцированных ставок индивидуального подоходного налога". Сказано — сделано.
Вот в каком размере будут облагаться доходы физлиц:
− доходы крестьянских или фермерских хозяйств — 3 процента;
− доходы ИП от осуществления деятельности по производству и реализации товаров собственного производства, относящейся к обрабатывающей промышленности, — 5 процентов;
− доходы лица, занимающегося частной практикой, — 9 процентов;
− доходы остальных физических лиц — 10 процентов.
Впрочем, как и сейчас, можно выбрать не общеустановленный порядок налогообложения. Но теперь число таких специальных налоговых режимов сокращено с семи до трех: для самозанятых, для малого бизнеса и для крестьянских или фермерских хозяйств.
Самый щадящий специальный налоговый режим (СНР) — для самозанятых. Ноль процентов. ИПН не платится вовсе, только социальные платежи в размере 4 процентов. Этот режим могут выбрать физические лица (граждане РК и кандасы) при предельном доходе 340 МРП в месяц (в 2024 году это 1 255 280 тенге). Есть и другие условия: они не должны являться ИП и не вправе использовать труд работников (кроме крестьянских или фермерских хозяйств).
Там же приведен исчерпывающий список видов деятельности для этого СНР числом 32 — от разных ремонтных работ до маникюра. Оглашать весь список здесь не будем: и перечень изрядный, а главное, не удивимся, если отдельные пункты в дальнейшем будут меняться.
СНР для малого бизнеса могут выбрать ИП и юрлица — резиденты РК, ежемесячный доход которых не выше 135 000 МРП, но уже за год. То есть 11 250 МРП в месяц — 41 535 000 тенге на сегодня. Для этих ИПН — 4 процента плюс соцплатежи в размере 5 процентов (с 1 января 2025 года).
Ну и, соответственно, СНР для крестьянских или фермерских хозяйств могут выбрать крестьяне/фермеры. Ставка — 0,5 процента.
В целом, как видим, максимальная ставка ИПН 10 процентов не увеличится. А для лиц, занимающихся частной практикой, — нотариусов, судисполнителей, адвокатов, медиаторов — даже на 1 процент уменьшится. Нулевая ставка для самозанятых — это также мера, стимулирующая к предпринимательству.
Но есть, как говорится, нюансы. Сейчас ИП и юрлица, которые относятся к малому бизнесу, платят 1 процент ИПН, а будут — 4 процента. Кроме того, составят список видов деятельности, по которым не разрешено применение СНР. И тогда предпринимателям придется платить налоги на общих основаниях. Как послабление, если работают в обрабатывающей промышленности, — 5 процентов.
Ну и, наверное, можно считать плюсом сокращение и упорядочивание многочисленных видов СНР. Это, видимо, также является ответом на требования главы государства к новому НК: "Крайне важно упростить кодекс, сделать его положения понятными для всех экономически активных граждан, чтобы исключить возможности различного толкования норм".
Транспортный налог
Если коротко: для людей с небольшим достатком (то есть на старые авто возрастом 10 лет и более) размер транспортного налога уменьшится. Что можно считать составной частью налога на роскошь. Который на самом деле является не конкретным платежом, а системой мер, так меняющих ставки определенных налогов — НДС, КПН, ИПН и прочих, чтобы лица со сверхдоходами платили в казну больше, чем остальные.
Уточним, однако, что не больше, чем сейчас. Теперь подробности.
Собственно, и сейчас размеры налога на ТС для большинства казахстанцев весьма щадящие (все ставки приведены в пункте 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса). Так, владельцы бюджетных малолитражек с объемом двигателя до 1,5 тысячи кубических сантиметров платят всего 1-2 МРП. И даже объем в 2 тысячи "кубиков" обходится лишь в 3 МРП. Это 11 тысяч тенге в год. По сути, столько же, сколько сейчас стоит одна заправка машины при объеме бака 60 литров бензином марки АИ-92 (а таких заправок в год требуются десятки).
Не будем также забывать, что от налога на ТС (легковушки с объемом двигателя до 2,5 тысячи кубических сантиметров и даже грузовики) освобождены сельские жители. А именно, сельхозпроизводители и участники крестьянских/фермерских хозяйств. Не говоря уже о ветеранах войн, многодетных матерях и инвалидах.
На самом деле сборы от транспортного налога из-за всех этих мер для государства особой роли не играют (например, за 2022 год собрали 70 миллиардов тенге). А социальный момент, напротив, важный. Неудивительно поэтому, что в проекте нового Налогового кодекса ставки никак не поменялись по сравнению с действующими: выгоды практически никакой, а пересудов не оберешься.
Мало того, в новый НК добавят новую норму: "При исчислении налога по легковым автомобилям в зависимости от срока эксплуатации транспортного средства, исходя из года производства, применяются следующие поправочные коэффициенты: свыше 10 и до 20 лет эксплуатации включительно — 0,7; свыше 20 лет эксплуатации — 0,5".
Это выглядит, согласитесь, даже как-то неожиданно. Ну, когда снижают цены и налоги… В действительности опять-таки ничего удивительного. Наоборот, приводят законодательство к логике. Небогатые казахстанцы ездят ведь не только на новых малолитражках, но и на старых внедорожниках, при этом с немалым объемом двигателя — 3, 4, 5, 6 литров…
С этим связан значительный расход топлива, потому и цена невысокая. Выбор, конечно, не идеальный, но другого у людей порой нет. И начислять налог на этот «антиквариат» (не скажем рухлядь, хотя зачастую случается и так), как на новый лимузин — это провоцировать социальную напряженность.
В принципе, информация об этом была обнародована ранее, и кого-то смутило, что чем старше машина, тем ниже налог. Мол, выхлопов-то от нее больше. Но ведь налог, напомним, — это не экологический сбор. Здесь другие принципы.
Теперь о богатых. Где же налог на роскошь, спросят нас, если ставки налога на ТС, как уже говорилось, остались неизменными?.. Но достаточно посмотреть на разницу между ставками за авто с двигателем до четырех литров и свыше четырех литров (15 МРП и 117 МРП соответственно), чтобы убедиться: эта составная часть налога на роскошь как системы мер уже была осуществлена ранее. И в новом Налоговом кодексе эта тенденция ("сверхналоги" на автомобили премиум-сегмента) будет закреплена. Ну а средний класс — владельцы машин с двигателем в два-три литра возрастом до 10 лет — останется при своих.
Но есть два нюанса.
Первый заключается в следующем. Напомним, в ходе подготовки нового НК высказывалась идея, что налог для ТС вообще надо отменить! Но не просто так. А чтобы грядущий рост цен на топливо не ударил по "простым казахстанцам". Точнее как-то компенсировал этот удар. Приведем цитату из Консультативного документа регуляторной политики к проекту нового Налогового кодекса: "При значительном росте цен на ГСМ (к примеру, в два раза) соответственно вырастут расходы граждан на владение и эксплуатацию транспортных средств. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом экономкласса, соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения".
При этом рост цен объявлялся неизбежным, поскольку с 1 января 2025 года в Евразийском экономическом союзе начнет функционировать общий рынок нефти и нефтепродуктов.
Сейчас эту идею (о компенсации роста цен снижением налогов) уже не высказывают, но ведь дата приближается, никто ее не отменял… Посмотрим, как будут вести себя цены с нового года, до которого осталось, в принципе, немного.
И еще один момент хотелось бы отметить. Во-первых, поскольку проект нового НК наверняка будут корректировать в рабочей группе, конечные конкретные цифры и даже сами принципы могут поменяться. А во-вторых, новый документ примут не скоро. Озвучиваются сроки про 2026 год, но это не наверняка, скажем так. Напомним, глава государства вообще-то поручал разработать новый НК еще два года назад. И документ должны были подготовить в 2023 году. Но с кого сейчас спросишь? С тех пор поменялись и депутаты, и правительство (во всяком случае, руководство Минфина — разработчика НПА).
Поэтому не будем торопиться с окончательными выводами о том, какие размеры налогов и когда нас в итоге поджидают.