Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Детский суд

В Казахстане ужесточается наказание за бытовое насилие

За любые формы насилия в отношении женщин и детей в стране станут карать строже. Законы, содержащие в своем названии именно такие формулировки, на этой неделе подписаны главой государства и вступят в силу уже через два месяца (16 июня 2024 года). Вроде бы благородные формулировки. Так почему в обществе разделились мнения по отношению к новым нормам? 

Мы не против жесткого наказания преступников. Только за. Речь о другом. Кому довелось бывать за границей, а именно в Европе, удивлялся, наверное, отношению тамошних родителей к расшалившимся детям. Пусть у ребенка форменная истерика из-за некупленной игрушки — ни подзатыльника, ни даже окрика! Это не система воспитания, это система права. 

Нулевая терпимость со стороны государства к любым формам насилия в отношении несовершеннолетних. Ювенальная юстиция физическое и даже психическое воспитательное воздействие на детей рассматривает именно как насилие. А значит, наказал чадо — вкушай наказание и сам! 

Мы сейчас не станем говорить о том, насколько это хорошо или плохо. Посмотрим лет через 20-30, когда вырастет новое поколение. Но, кстати, на Западе такое поколение детей, не ведающих авторитета (порой, может, и сурового, но справедливого) родителей и учителей, уже выросло. У них либеральный эксперимент раньше начался. 

Итак, в чем заключаются новые правила?

Поставить в угол или дать ремня: что за насилие!

Законы, усиливающие ответственность за насилие в семейно-бытовой сфере, называются так. Первый — “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей”. Речь в нем идет о ряде поправок в УК, Предпринимательский, Социальный, Трудовой кодексы и другие НПА — всего в семь кодексов и восемь законов. И сопутствующий — о внесении поправок в КоАП. 

С одной стороны, ужесточение можно только приветствовать. Так, теперь за убийство или изнасилование малолетнего, а также насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего поправками в УК предусмотрено самое суровое наказание в виде пожизненного лишения свободы. 

Новеллы направлены и на уменьшение случаев самоубийства (дополнения в статью 105 УК). Если ранее предусматривалась уголовная ответственность только за доведение до самоубийства, то теперь также за склонение и содействие к совершению самоубийства. Подобные действия в отношении несовершеннолетнего повлекут лишение свободы от пяти до девяти лет. Тем самым эти меры усилят как профилактику предотвращения самоубийств, так и ответственность виновных в этом. 

С другой стороны, даже такая прежде вполне невинная родительская мера, как “дать ремня” отныне повлечет уголовную ответственность. Это трактуется как побои — деяние, которое криминализуется, то есть переводится из КоАП в УК (статья 109-1) — “насильственные действия, причинившие физическую боль, но не повлекшие причинение легкого вреда здоровью”. За это полагается арест до 50 дней. При этом не меньше, чем на месяц. Впрочем, учитывая нехватку арестных домов, дело, возможно, обойдется альтернативным штрафом. И воспитательная порка выльется брутальному родителю в сумму от 100 до 200 МРП. 

Повторим, раньше было иначе: до 1 июля 2023 года администрирование таких правонарушений носило заявительный, а не выявительный характер. То есть, чтобы завели дело, необходимо было заявление потерпевшего. А еще, повторим, сначала “кухонного боксера” предупреждали и только потом штрафовали на 10 МРП. 

Это если оплеухи и подзатыльники не причинили какого-то вреда здоровью, даже самого легкого. Если же “физическое воспитание” оставило последствия в виде, например, гематом (синяков или следов от того же ремня), то штрафом или арестом уже не отделаешься. В Казахстане помимо побоев криминализируется умышленное причинение легкого вреда здоровью (в УК добавляется статья 108-1), а в ее составе часть 2 — для кейсов с отягчающими обстоятельствами. За такую “показательную порку” вошедшего в воспитательный раж родителя вполне могут лишить свободы сроком до двух лет. 

Так что, папы и мамы, переходим исключительно на психологические методы воздействия на непослушных чад. Впрочем, с психологией тоже надо осторожно. Дело в том, что есть ведь такое правонарушение, как истязание (статья 110 УК) — “причинение физических или психических страданий путем насильственных действий, совершенных с особой жестокостью, издевательством с целью доставить мучения потерпевшему, если это деяние не повлекло причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью”. 

Из этой дефиниции следует, что и насилие, и страдания могут быть чисто психическими. Такая норма и ранее была в УК, но теперь ужесточается санкция. То есть поставил нашкодившего ребенка в угол, где он страдал и получил стресс, получи срок от четырех до семи лет (раньше было возможно и ограничение свободы). 

Абсурд, конечно. Но у некоторых есть опасение, что, хотя на практике подобные драконовские меры применяться не будут, данные правонарушения в будущем послужат основанием для лишения пап и мам традиционных взглядов родительских прав. 

Что крайне важно, все эти кейсы, даже побои, будут являться делами публичного преследования и обвинения (в соответствии со статьей 32 Уголовно-процессуального кодекса). Это значит, что для возбуждения уголовного дела не требуется заявления потерпевшего. Достаточно любого сигнала от совершенно постороннего человека, даже анонимного. Такой вывод следует из пп.6 статьи 10 Закона РК “О профилактике бытового насилия”, где сказано, что “органы внутренних дел рассматривают заявления и сообщения о фактах бытового насилия или об угрозе их совершения с выездом на место и принимают меры по их пресечению”. 

И если заявление по своей сути не может быть анонимным, так как предполагает имя заявителя, то сообщение может поступить и от неизвестного. 

Осторожно, дети! 

В Казахстане появится долгожданная ответственность за буллинг. Но пока только административная. 

“Травля (буллинг) ребенка — систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций (кибербуллинг)”. 

Итак, если буллингом занимаются подростки в возрасте от 16 до 18 лет, то они подвергаются взысканию в 10 МРП. Платят детинушки сами, поскольку административная ответственность наступает с 16 лет. Почему именно 10 МРП? Больше с несовершеннолетних взять нельзя (согласно части 1 статьи 66 КоАП). И, кстати, если даже таких денег у них нет, штраф налагается на родителей или других лиц, их заменяющих. Если жертв травят еще более юные создания — с 12 до 16 лет, то штраф в 10 МРП сразу отправляется для оплаты родителям. Однако надо уточнить, что и в том и в другом случае могут ограничиться и предупреждением нарушителей. А вот в случае, если агрессорам-малолеткам не исполнилось еще 

12 лет, вообще нет никакой ответственности. Разве что дисциплинарная. В угол поставят. Не будем забывать и о ситуациях, когда в буллинге уличены великовозрастные товарищи — от 18 и старше. Тогда первое взыскание составит 10 МРП, повторное в течение года — 30. 

Следует помнить, что такая, прямо скажем, невеликая ответственность ждет агрессоров за буллинг, только если он не закончился чем-то серьезным. Если же травля имела последствия, грозят уже не штрафы, а сроки. 

Хотя формально определение “буллинг” применимо только в КоАП, в УК присутствует травля как способ преступления “путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства”. Но по существу, если буллинг завершился нервным срывом у жертвы, то есть причинением умышленного легкого 

вреда здоровью (который, как следует из формулировки, может быть и чисто психическим), это уже будет называться истязанием. Наказание мы уже приводили выше. 

За доведение в ходе буллинга несовершеннолетнего до самоубийства (или даже до покушения на самоубийство) предполагается наказание исключительно посредством лишения свободы от пяти до девяти лет (поправка в часть 3 статьи 105 УК). Однако следует учитывать, что уголовная ответственность по статьям 105 “Доведение до самоубийства” и 110 “Истязание” УК наступает только с возраста 16 лет. 

Но в том-то и дело, что травлей занимаются сами дети, то есть несовершеннолетние (с 14 до 18 лет), а то и вовсе малолетние (до 14 лет). А это значит, что, несмотря на новые нормы, детинушки могут преспокойно заниматься травлей и дальше, и совершенно безнаказанно. 

Ищите женщин 

А что же “обеспечение прав женщин” как еще одной категории бенефициаров новых правил? А ничего! Самое интересное, что в подписанных законах о женщинах сказано лишь в одном месте: в названии. В тексте же о них ничего не говорится. Да подобные формулировки и невозможны с учетом провозглашаемого в стране и мире равноправия. 

То есть специальной санкции за побои или нанесение легкого вреда здоровью женщины (и во всех остальных случаях) нет. Вероятно, для дополнительной защиты слабого пола (пардон) придется применять такое отягчающее обстоятельство, как проявление насилия в отношении лица, находящегося “в материальной или иной зависимости от виновного”. 

Вот, собственно, и вся защита. Но, между прочим, в такой зависимости может оказаться и супруг. Так что называть данные новеллы дополнительным “обеспечением прав женщин”, мягко говоря, преувеличение. 

И еще. Удивляет, когда усматривают связь между новыми правилами в семейно-бытовой сфере и некоторыми конкретными громкими кейсами, в частности делом Бишимбаева. Мол, такие вот новые законы и должны защитить женщин от домашнего насилия, о чем известная организация Human Rights Watch твердит уже давно. Дело, однако, в том, что к семейно-бытовому насилию, строго говоря, кейс Бишимбаева никакого отношения не имеет. У нас де-юре нет гражданских браков. Как и однополых. 

Не удивимся, впрочем, если через несколько лет зарубежные правозащитные организации поднимут и этот вопрос: о недопустимости подобной ситуации. И инициируют онлайн-петицию к властям. 

Читайте в свежем номере: