Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Чтобы конкурс не был фарсом
ПравоЗаконотворчество

Чтобы конкурс не был фарсом

Новое законодательство о госзакупках вступит в силу в следующем году

Ямы на дорогах, неубираемый зимой снег, долгострой школ и больниц... У всех этих проблем помимо непосредственных причин, кривых рук и голов, есть еще одна — кривое законодательство о госзакупках. Эта общая причина стала настолько очевидной, что закон решили даже не модернизировать — приняли новый Закон «О государственных закупках». Который, правда, вступит в силу лишь с 2025 года. 

В чем заключаются новшества? Сравниваем действующий закон с будущим 

К действующему Закону РК «О государственных закупках», принятому в 2015 году, у общества и бизнеса много вопросов. А в последнее время — и у власти. «Длительные сроки, бесконечные обжалования, недостаточная прозрачность», — так охарактеризовал действующую систему Президент РК. 

И призвал ее поменять, поручив Правительству в своем Послании-2023 создать абсолютно новый закон о госзакупках. Минфин разработал законопроект, депутаты приняли закон, а 1 июля 2024 года глава государства его подписал. С 1 января 2025 года, как уже говорилось, новый Закон РК «О государственных закупках» будет введен в действие. 

Причин создать новый закон с нуля достаточно. Население во всех регионах регулярно поднимает вопросы о многолетних стройках школ, больниц, дорог, связанных с затянутыми конкурсными процедурами госзакупок и судебными спорами вокруг них. Поэтому новый закон должен убрать излишнюю зарегламентированность процедур закупок, упростить процедуры оспаривания итогов конкурсов. Перенести приоритет при выборе поставщика товаров и услуг с минимальной стоимости на качество, внедряя так называемые неценовые критерии. Установить общественный контроль над процессом.

Вместо конкурсной комиссии — ИИ

В чем главная проблема? Есть разные виды способов, посредством которых осуществляются госзакупки: аукцион, запрос ценовых предложений, через товарные биржи или электронный магазин... Но основной метод — конкурс. 

Бывают разные виды конкурса (открытый, с использованием двухэтапных процедур, предварительным квалификационным отбором, с использованием рамочных соглашений, использованием расчета стоимости жизненного цикла приобретаемых товаров, работ, услуг), но суть в следующем. 

Сейчас победителя конкурса определяет конкурсная комиссия. Процедура неповоротливая и непрозрачная, зачастую чреватая коррупционными рисками. Почему? 

Конкурсная комиссия отбирает поставщиков товаров, услуг и работ, соответствующих требованиям. По действующему Закону «О государственных закупках» от 04.12.2015 (подпункт 2 пункта 1 статьи 29) заявок должно быть не меньше двух. А затем (пункт 10 статьи 27) «веб-портал государственных закупок автоматически сопоставляет условные цены участников конкурса и определяет победителя конкурса на основе наименьшей условной цены». 

Однако на практике такой «конкурс» нередко превращается в фарс: число участников конкурсная комиссия сокращает до двух (не без интереса для себя, конечно), один из них просто обеспечивает «кворум», а другой и забирает лот. 

Вот это и планируют исправить. Каким образом? 

Если коротко — перейти при госзакупках к автоматическому выбору поставщиков. В новом законе прежнее разнообразие видов конкурса сведено к одному — конкурсу с использованием рейтингово-балльной системы. 

В РК уже сейчас можно наблюдать, как это работает. Госзакупки в трех видах деятельности уже переведены на автоматический режим — это проектирование, строительство и технадзор. Как таковой конкурсной комиссии при поступлении заявки нет. Веб-портал автоматически сопоставляет данные о потенциальных поставщиках на основе различных баз данных госорганов. 

Теперь этот порядок будет распространен и на другие сферы. Согласно пункту 1 статьи 8 нового Закона «О государственных закупках» от 1.06.2024, уполномоченный орган составит Реестр потенциальных поставщиков, а в противовес ему — Реестр недобросовестных участников государственных закупок. 

В число последних будут заносить предоставивших недостоверную информацию или тех, кто ранее, в предыдущих конкурсах, победил, но уклонился затем от заключения договора. А также не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным договорам. 

Так вот, недостойных до конкурса не будут допускать вовсе, а остальным присвоят рейтинг с комбинированием ценовых и качественных критериев. То есть на основе данных, касающихся квалификации, финансовой устойчивости, судебной и кредитной истории, деловой репутации и т.п. В общем, того, что и определяет качество. И именно начисленные баллы, а не просто наименьшая цена, определят в итоге выбор поставщика. 

Причем без участия человеческого фактора: победителя будет выбирать... искусственный интеллект. Или, если без лишнего пафоса, машина, информационная система на веб-портале, где в режиме онлайн и будет проходить конкурс. 

Например, компания А и компания Б подали на веб-портал заявки на поставку в акимат кресел для чиновников. Система автоматом отрабатывает обоих претендентов, вплоть до уплаты ими налогов и наличия недвижимости. И затем на основе анализа определяет победителя. 

Что немаловажно — это решение не обсуждается и не обжалуется, оно окончательное. Это ответ на еще одну характеристику действующих правил госзакупок со стороны главы государства — «длительные сроки, бесконечные обжалования». 

Для сравнения: сегодня срок проведения конкурса даже без обжалований составляет около двух месяцев. А в случаях наличия жалоб и судебных тяжб конкурсы затягиваются от полугода до нескольких лет. Например, поставщики, которые не были определены победителями, подают жалобы на итоги закупок. И ревизоры вправе их пересмотреть. 

Как новым законом убрали “прошлогодний снег”

Однако существующая сейчас система, как уже сказано было выше, не только непрозрачная, но и неповоротливая. Процедуры госзакупок хотят сделать менее зарегламентированными. В частности, речь идет о закупе из одного источника. Делается это в целях упрощения и ускорения. 

Начало на 1-й стр.) Например, в регионе просто нет другого поставщика данного товара или работы. Такая норма есть и в действующем законе (глава 7). Но со множеством условий. И прежде чем им соответствовать, надо, как говорится, пройти семь кругов ада. То есть сломался в селе, к примеру, котел или трактор посреди зимы, а купить новый с соблюдением всех процедур успевали разве что к весне. 

Конечно, население возмущалось: почему тепла нет, почему снег не убирают? Вот для оперативности правила и упрощают. Таких новелл несколько (основаниям осуществления государственных закупок способом из одного источника посвящена статья 16 нового закона). 

Если нет фактической альтернативы, то и одна-единственная заявка может быть признана соответствующей квалификационным требованиям. Сейчас это невозможно, ждут хотя бы еще одного участника, а не дождавшись, конкурс отменяют. 

Правда, необходимо будет получить заключение антимонопольного органа об отсутствии субъектов частного предпринимательства, осуществляющих производство аналогичных товаров, работ, услуг. 

Другой пример совершенствования такого рода госзакупок: для предотвращения чрезвычайных ситуаций. В чем новшество? В действующем законе можно осуществлять госзакупки без проведения конкурса для ликвидации ЧС. То есть, например, когда дома уже снесены паводками. В новом же законе добавляется такое основание, как предотвращение ЧС (абзац 1 подпункта 3 пункта 3 статьи 16). 

Увеличена и сумма, на которую можно производить закуп из одного источника для сельской местности — «для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов». Возвращаемся к примеру с лопнувшим котлом или сломавшимся трактором посреди зимы. Сейчас действует ограничение на закупку без конкурса в 3 тысячи МРП. Если же цена приобретения выше, требуется конкурс, а на это уйдет минимум два месяца. 

По новым правилам сумма увеличена до 4000-кратного размера МРП. 

Еще одним — и совершенно новым — критерием для осуществления госзакупок из одного источника определены так называемые офтейк-контракты (подпункт 43 пункта 3 статьи 16). То есть такие, которые заключаются на поставку товара, который планируется к производству и поставляется в будущем, на заранее оговоренных условиях по стоимости, количеству и срокам. 

Новелла принята для поддержки отечественных производителей, которые в соответствии с законодательством РК и будут заключать такого рода договоры с госорганами. Напомним, что глава государства поручил довести долю офтейк-контрактов с отечественными производителями до 10 процентов от общего объема закупок минимум, или до двух триллионов тенге ежегодно. 

Общественный контроль и «устойчивые госзакупки»

Одним из важных недостатков действующего закона является отсутствие общественного контроля за заключением и исполнением соответствующих договоров. Доходит до абсурда: подписываются акты о строительстве школы, которой на практике просто нет. В новой редакции предлагается внедрить в процесс общественный мониторинг госзакупок. Что он будет из себя представлять? 

Если коротко, это сделает невозможным подписание актов по объектам-призракам в рамках госзакупок, которые существуют только на бумаге. 

Внедряемый общественный мониторинг государственных закупок связан напрямую с Законом «Об общественном контроле», который был принят 2 октября 2023 года, но в действие введен 4 апреля 2024 года. Его главная цель — анализ и оценка актов и решений государственных органов и учреждений (и не только) на соответствие общественным интересам. 

Очевидно, что процедура госзакупок попадает в сферу общественного контроля. Но в существующем законодательстве о госзакупках о нем ничего не сказано. Поэтому в новой редакции проекта закона «О государственных закупках» и закрепляется обязательное проведение общественного контроля в форме мониторинга. 

В форме мониторинга — это значит «путем сбора, обобщения и анализа информации». Что включает как размещение в общем доступе на веб-портале госзакупок графиков выполнения работ с подтверждением отчетов по их исполнению (в том числе с использованием фотои видеофиксации), так и непосредственную проверку субъектами контроля исполнения договоров госзакупок. А если понадобится, то и «с посещением территории и помещений объекта общественного контроля» (пункт 3 статьи 12 Закона РК «Об общественном контроле»). 

Кроме того, внедряется институт устойчивых государственных закупок. Что они собой представляют? В новом законе дается такое определение: «Устойчивые государственные закупки — приобретение заказчиками товаров, работ, услуг с целью обеспечения оптимального и эффективного использования бюджетных средств на протяжении всего срока их жизненного цикла, а также достижения социальных, экономических и экологических аспектов развития». 

К примеру. Госзакупки у лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий граждан — это является, разумеется, и поддержкой государством таких лиц. Вот вам достижение социального аспекта. 

Так называемые зеленые закупки: приобретение более экологичных товаров, защита окружающей среды, возобновляемые источники энергии, минимальные выбросы и утилизация — достижение экологического аспекта. 

Экономический аспект — это выбор поставщика на основании критерия всей стоимости жизненного цикла, инновации, та же поддержка МСБ. 

То есть эти аспекты также являются неценовыми критериями выбора (и крайне важными) поставщика, о чем мы говорили в начале. 

Почему такого рода госзакупки названы устойчивыми? Потому что учитывают требования устойчивого развития государства. 

Новые штрафы в сфере госзакупок

И о главном, без чего бессмысленно принятие любых законов — о наказании в случае их неисполнения. 

Действующим законодательством уже предусмотрена ответственность организаторов и заказчиков госзакупок (статья 207 КоАП). Однако анализ показывает, что этих мер недостаточно. Поэтому новыми правилами предусмотрена ответственность поставщиков госзакупок: в целях недопущения срыва сроков, снижения качества и т. д., в общем, за ненадлежащее исполнение обязательств. 

Кроме того, усиливается ответственность организаторов и заказчиков. Так, за нарушения в сфере государственных закупок в Кодексе об административных правонарушениях будут действовать следующие нормы. 

За необращение или несвоевременное обращение в суд с иском о признании поставщиков недобросовестными участниками государственных закупок в случае предоставления недостоверной информации — штраф 30 МРП, в случае повторности — 60 МРП. И такое же взыскание будет за непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган сведений об уклонении поставщика от заключения договора путем невнесения обеспечения исполнения договора — штраф 30 МРП, в случае повторности — 60 МРП. 

Читайте в свежем номере: