Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
"Билеты" на природу подорожают
ПравоЗаконотворчество

"Билеты" на природу подорожают

Минэкологии ввело новые тарифы на посещение нацпарков

В Казахстане отменили плату за посещение национальных парков и вообще особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Произошло это еще летом. Учитывая, что почти все подходящие для комфортного отдыха локации близ городов расположены в этих самых ООПТ, резонно было предположить, что отдых на природе станет для казахстанцев если не бесплатным, то хотя бы более дешевым. Но с 19 октября посещение нацпарков обойдется в разы дороже прежнего. Вступил в силу приказ Минэкологии с новыми тарифами.

Природа в Казахстане принадлежит народу. "Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу", — это пункт 3 статьи 6 Конституции РК. Согласитесь, как-то нелогично и неправильно выглядит, когда с собственника берут за пользование собственностью. 

Это осознала и власть, хотя и с опозданием. Дело в том, что это новая редакция. Изменения в Конституцию РК были введены в действие 8 июня 2022 года в Новом Казахстане. Тогда как в старом природа "находилась в государственной собственности". Чем и оправдывалась платность пользования ресурсами ООПТ.

Но с 8 июня 2022 года государство лишь осуществляет "от имени народа право собственности". Разница существенная. Поэтому плату за пользование ООПТ пришлось отменить. Однако, как выяснилось, делать бесплатным вход в лучшие уголки отечественной природы никто не собирался. Пришлось подгонять прежнюю сумму под новые слагаемые. 

Тут все элементарно. Платили физлица по 500+ тенге за посещение раньше — значит, готовы платить и впредь, после отмены платы за пользование ООПТ. Просто эти деньги отныне будут идти не в республиканский бюджет, а в доход самих нацпарков.

Губенко нацпарки (5).jpg

В этом, честно говоря, никто не сомневался. Но в лучших традициях, пока меняли правила, цены выросли. Платить на самом деле придется как минимум на 60 процентов больше.

Однако прежде чем поведать, как именно выросли цены, не можем отказать себе в удовольствии рассказать, в чем, собственно, разница между тем, принадлежит природа народу или государству. Это действительно интересно.

Когда бесплатное дороже

Раньше физические и юридические лица в РК, если желали воспользоваться теми или иными природными ресурсами, обращались к государству. И за плату получали их в специальное природопользование (в соответствии со статьей 10 старого Экологического кодекса, принятого еще в 2007 году).

Или не обращались, если это было удовлетворение базовых потребностей. Таких как дышать воздухом и ходить по земле. Это называлось общим природопользованием, которое провозглашалось бесплатным. Тем не менее собственником всех этих природных благ (ресурсов) было государство, граждане же считались пользователями (ну как хозяин помещения и арендатор).

Однако у этого разрешения безвозмездно общаться с природой было исключение. В ООПТ за такое общее природопользование следовало платить. Такой подход и раньше вызывал справедливые вопросы. За что платим? Это ведь, уточним, не экологический сбор, а один из видов налогов и платежей в бюджет, перечисленных в статье 189 Налогового кодекса.

Однако затем противоречие стало слишком вызывающим. В 2021 году был принят новый Экологический кодекс, а в 2022-м — вышеупомянутая поправка в Конституцию.

На самом деле разница принципиальная. Да, если речь идет о специальном природопользовании, например недропользовании, когда некоему лицу выделяется в разработку принадлежащее всему народу нефтяное месторождение, то без посредника от имени народа (в виде госоргана) не обойтись. Но если ресурс не выделяется, не обособляется, поскольку обеспечивает базовые потребности (такие как воздух), посредник не нужен.

Отныне народ может дышать воздухом не в порядке общего природопользования, а по праву собственности. Согласитесь, что в таком случае принцип платности использования ООПТ неуместен. Это ведь абсурд, если государство будет взимать с народа плату за пользование тем, что и так народу принадлежит.

Но, к сожалению, отмена этой платы саму оплату за посещение не уменьшила, а наоборот.

Губенко нацпарки (3).jpg

Новые тарифы

Как так вышло? Раньше посетитель ООПТ (любого) платил по единому чеку, но на самом деле сумма складывалась из двух слагаемых: платы за пользование ООПТ, которая шла в государственный бюджет, а также платежей за услуги ООПТ, пополнявших средства самого природоохранного учреждения.

Очень просто. Плату за пользование ООПТ отменили, а вот плата за услуги выросла.

Уточним. Формально деньги с отдыхающих берут не за посещение особо охраняемых природных территорий, скажем, государственных национальных природных парков (ГНПП) "Иле-Алатау" или "Чарын", государственного природного резервата "Или-Балхаш" или Алматинского государственного природного заповедника, а за услуги посетителям, предоставляемые ООПТ.

Но дело в том, что некоторые из этих услуг "предоставляются", что называется, по умолчанию. То есть в силу самого факта входа или въезда на территорию того же нацпарка. Так что фактически это оплата за посещение. 

Насколько поднимутся ставки этого своего рода "налога" на пикник, зависит от конкретного природоохранного учреждения. Новые тарифы утверждены приказом Министра экологии и природных ресурсов РК поименно для каждого ООПТ, находящегося в ведении Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭПР (28 ООПТ — соответственно, 28 приложений к приказу, содержащих конкретные цифры). 

Но 19 октября 2024 года, когда новые правила вступили в силу, стоимость услуг выросла во всех. Оценим на примере южной столицы. Вокруг крупнейшего города Казахстана расположено сразу несколько ООПТ, из них ближайший практически граничит с мегаполисом — ГНПП "Иле-Алатау".

Губенко нацпарки (2).jpg

Еще год назад за выезд на пикник, скажем, в Большое Алматинское ущелье или любое другое ущелье из охватываемых нацпарком, семья из трех человек на машине платила 1635 тенге — по 545 за каждого. Эта сумма складывалась из 0,1 МРП (плата за пользование ООПТ) и 200 тенге за "услуги по санитарной очистке и благоустройству территорий".

Так вот, эту сумму подняли минимум на 60 процентов — до 2769 тенге. Согласно приложению 11 к приказу заплатить придется за "услуги по санитарной очистке и благоустройству территорий", но уже не 200 тенге согласно устаревшим ставкам, а 0,15 МРП (554 тенге) за каждого. Плюс главное — 0,3 МРП за въезд легкового автомобиля.

Почему мы говорим "минимум"? Нет уверенности, что со временем в чек не впишут еще и услугу под названием "предоставление стоянок для транспорта из расчета на одно место в сутки" — 0,1 МРП. Тогда цена перевалит за три тысячи тенге.

Некоторые семьи сейчас обзаводятся микроавтобусами как раз для выездов на природу ("дом на колесах" — слишком пафосно и не совсем практично для наших дорог, а "бусик" — в самый раз). Так вот, за въезд на них ставка возрастает многократно — до 1,3 МРП. Хотя логика непостижима, ведь двигатели у микроавтобусов зачастую даже уступают в мощности (читай — влиянии на экосистему) внедорожникам, которые относятся к легковушкам. Таковы новые правила. И это еще не самая дорогая локация. За посещение других ООПТ сумма получается еще более внушительная. Там услуги по санитарной очистке и благоустройству стоят 0,2 МРП. А за въезд легкового автомобиля на территорию, например, ГНПП "Кокшетау" будут брать 0,4 МРП, ГНПП "Чарын" — 0,7 МРП, ГНПП "Алтын-Эмель" — 0,9 МРП...

Считайте сами, на общедоступных ресурсах можно ознакомиться со всеми цифрами. 

Но есть и хорошие новости. Вот цитата из новых правил: "Предоставление подтверждающего документа об оплате услуг с пенсионеров, лиц с инвалидностью, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, ветеранов, приравненных по льготам к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранов труда и детей дошкольного возраста не требуется".

То есть для этих категорий вход в нацпарки будет бесплатным. Если, конечно, что-нибудь опять не поменяют... Хотя, по справедливости, бесплатный вход должен быть для всех. 

С чего начинается родина

Сегодня предполагается, что платность — это такое необходимое условие существования в современном капиталистическом мире. Мол, что вы хотите, рынок, значит, за все надо платить! Но дело в том, что экономического эффекта от платности ООПТ нет практически никакого. Для доказательства обратимся к Статистическому бюллетеню Министерства финансов РК, а год выберем, например, 2018-й, чтобы не слишком давно, но и данные уже были проверенными. И что же мы видим?

Губенко нацпарки (1).jpg

Республиканские ООПТ в рассматриваемом году принесли в бюджет РК 2 миллиарда 425 миллионов тенге. При этом общие доходы бюджета составили 13 триллионов 276 миллиардов тенге, в том числе налоги — 11 триллионов 91 миллиард. Это значит, что доля ООПТ в общенациональном доходе — 18 тысячных процента! Согласитесь, не такая уж заметная доля. А если учесть, что в нее входит плата, взятая со всех, в том числе с предпринимателей, то доля посетителей будет еще меньше, стремясь к математической погрешности...

Не потому ли в том числе и отменили плату за пользование ООПТ?..

Не работает в этом случае и ходульный аргумент, что посетители нацпарка платят как бы за чистоту, обеспечиваемую работниками парка (порой, правду сказать, именно что "как бы"), то есть плата не только по букве закона справедлива, но еще и по его духу.

Но ведь ООПТ финансируются из бюджета. Это госучреждения, а не госпредприятия, целью которых является прибыль. Хочется напомнить, что мы платим налоги (и не один). И для того, заметьте, платим, чтобы бесплатно (ведь раньше мы уже заплатили) пользоваться затем разного рода благами: средним образованием и скорой помощью, защищенностью от разной экстремистской сволочи снаружи госграниц и обеспечиваемым полицией порядком внутри них, упомянутыми дорогами... И в том числе возможностью в своей родной стране наслаждаться благом общения с природой. Причем безвозмездно — с чего, между прочим, и начинается родина. Потому что платить — это, как ни крути, приобретать то, что по праву не твое, чужое.

Читайте в свежем номере: