Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Авто на газу – пороховая бочка

С приходом нового 2024 года в соответствии с новыми поправками в Правила дорожного движения водителей обязали наклеивать на заднее стекло или заднюю часть машины с газобаллонным оборудованием (ГБО) специальные стикеры.

Главное – это бумажка? 

Стикеры эти являются треугольными наклейками ярко-желтого цвета с надписью GAS и восклицательным знаком внутри. За ее отсутствие автовладелец рискует получить штраф по статье 620 КоАП РК «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения» в размере 3 МРП (11 076 тенге). Отметим, что полицейские обещали первое время ограничиваться лишь предупреждениями. По факту сейчас проводится разъяснительная работа. Но нужно понимать, что «первое время» — период весьма абстрактный и может закончиться уже сегодня, тем более что закон позволяет выписывать штрафы уже с 1 января 2024 года. 

Чисто технически здесь никаких сложностей возникнуть не должно, ведь наклейки можно купить как на АЗС, так и в интернет-магазинах. Их стоимость стартует от 200 тенге. При этом клеить их на заднее стекло не обязательно, вполне достаточно прикрепить стикер на крышку багажника. Но, как оказалось, далеко не все водители готовы следовать букве закона. Поэтому немало авто с ГБО продолжают колесить по дорогам без наклеек. Почему? Этот вопрос оказался гораздо сложнее, чем казался на первый взгляд. 

Основная цель этих самых наклеек заключается в быстрой идентификации автомобилей с газовымоборудованием.Так, в 2023 году был введен запрет въезда машин с ГБО на парковки закрытого типа паркинги ТРЦ, ЖК и так далее. Стандарт является обязательным, так как указан в виде ссылки в ПДД, утвержденных Приказом номер 534 Министра ВД РК от 30 июня 2023 года. 

Правильно, главное — безопасность. Но как быть с теми водителями, которые переоборудовали свои авто в кустарных мастерских? Ведь они наверняка не захотят светить это самое левое оборудование! Отметим, газовый баллон обычно устанавливают в багажнике. Но если он закрыт, то никто не узнает, есть там ГБО или нет. 

Короче говоря, без тщательного досмотра выявить авто с ГБО невозможно! 

Не наклейки надо проверять, а наличие ГБО 

Споры о том, насколько вообще оправдано введенное ограничение, продолжаются в Казнете до сих пор. Особенно остро этот вопрос стоит на западе и юго-западе республики: там число переоборудованных на газ авто составляет около 70 процентов. 

Как правило, ГБО бывает двух типов — работающее на пропан-бутане и на метане. Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, соответственно в случае утечки в подземном помещении газ будет стелиться по полу. Возгорание же приведет к взрыву, сильным разрушениям и пожару. Метан легче воздуха и в случае утечки начнет подниматься вверх. Но является ли такое стечение обстоятельств более благополучным? Лишь отчасти. Тем более что иногда газовые баллоны взрываются без огня, от банального превышения допустимого давления внутри. А оно может возникнуть, например, если машина с переполненным баком заедет с морозной улицы в помещение с плюсовой температурой. По букварю на АЗС баллоны заправляют лишь на 80 процентов, оставляя место как раз на возможное расширение. Но это если заправлять на авторизованных станциях. А если нет?! 

Рассуждаем далее. В теории все подземные парковки должны быть оборудованы принудительной вентиляцией, однако на практике работает она далеко не везде. При этом взрывоопасная концентрация в воздухе пропан-бутана составляет всего 2,1 процента, у метана этот показатель равен 4,4. То есть здесь играет роль не только наличие вентиляции как таковой, но и скорость обновления воздуха на парковке. 

В большинстве своем на легковые автомобили устанавливают именно пропан-бутановые ГБО, так как они гораздо дешевле и превосходят метановые по целому ряду других показателей. Но надеяться на то, что в случае утечки метан просто развеется в воздухе, ни в коем случае нельзя. 

Вот и получается, что в истории с эксплуатацией ГБО слишком много различных неясностей. В теории все эти авто могли бы находиться на подземной парковке при соблюдении следующих условий: ГБО устанавливалось профессионально и своевременно проходит контроль и проверку, заправщик на АЗС заправил баллон ровно на 80 процентов, в подземном паркинге исправна электрика, работает принудительная вентиляция, и никто не курит... 

Этот перечень можно продолжать долго, а повышенный риск при въезде таких авто в закрытые помещения очевиден. 

Но, увы, без должного контроля внедренная маркировка — не более чем обычная формальность. И если действительно говорить о безопасности, то тратить усилия следует не на «создание» стикеров, а на жесткий контроль за теми мастерскими, которые устанавливают ГБО на машины. А также за всеми въезжающими на подземные паркинги автомобилями. Лишь в этом случае обязанность наклеивать специальные стикеры будет иметь практический смысл. 

Читайте в свежем номере: