В Казахстане готовятся грандиозные реформы в сфере электронной торговли. Это перспективнейший рынок, но так получилось, что главные роли на нем в РК играют не отечественные, а зарубежные маркетплейсы (они же — интернет-магазины, электронные платформы, виртуальные торговые площадки). Так вот, деятельность иностранных виртуальных купцов планируют ограничить, а их место, как задумало государство, должна занять... почта.
Дело в том, что старинная вотчина по доставке товаров и грузов изначально была прерогативой государства. Само слово "почта" произошло от латинского statio posita in — остановка, расположенная в местечке N. То есть это слово обозначало станцию для перемены почтовых лошадей и курьеров. Лошади, станции и дороги, по которым они скакали, принадлежали государству.
С тех давних пор многое изменилось, и сегодня доставкой товаров посредством почтовых отправлений в РК занимаются частники, вдобавок еще и иностранные. Но почему бы на этом рынке не заработать и государству, подумало вдруг государство. Тем более что, повторимся, когда-то этот бизнес и был целиком государственным.
Так и родилась плодотворная мысль придать национальной почтовой службе функцию оператора интернет-торговли и роль международного таможенного брокера для казахстанцев. И сделано это было в два хода.
Почта как интернет-магазин
Сначала провели пилотный проект. Речь идет о документе с длинным витиеватым названием "Особенности таможенного декларирования, категории товаров, региона реализации эксперимента в области внешней электронной торговли, проводимого в РК, и применения уведомительного порядка соблюдения технических регламентов в отношении товаров электронной торговли".
Проведение эксперимента было утверждено приказом заместителя премьер-министра — министра финансов РК от 4 июля 2023 года.
В чем суть пилота? Чтобы объяснить, требуется предисловие.
Как сейчас формируется цена на вещи иностранного производства, приобретенные в интернет-магазинах? Напомним, существует порядок, а именно решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования". Согласно пункту 3 приложения № 1 к решению, товары для личного пользования (за исключением алкоголя), доставляемые перевозчиком, ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС без пошлин, если их стоимость не превышает сумму, эквивалентную 200 евро, а вес не более 31 килограмма.
Но как это бывает на практике? Вещь куплена за 200 евро, но еще 50 евро стоит доставка. Надо иметь в виду, что интернет-магазин представляет потенциальным покупателям на своих электронных полках товар, который на самом деле ему не принадлежит, а хранится на складах различных поставщиков. И договор между поставщиком и маркетплейсом может быть составлен так, что доставка включена в цену для покупателя. Который, конечно, знал о стоимости доставки, но не подозревал, что она входит в цену.
Проблема именно в том, что покупатель чаще всего не знает особенностей и нюансов договора между поставщиком и маркетплейсом, и потому крупная покупка превращается часто для покупателя в настоящий квест. Вот так: было 200, а на таможне выяснилось, что 250.
А это значит, что сверхлимитный полтинник придется задекларировать и заплатить с него пошлину. Не так уж и много — 15 процентов от стоимости в части превышения. Но главная неприятность в том, что перевозчик не уполномочен это делать за покупателя. Помимо пошлины надо будет раскошелиться и за услуги таможенного брокера. Его, кстати, прежде еще нужно найти (при этом вы живете в Алматы, а границу товар пересекает в Атырау). В общем, как уже говорилось, квест. Причем неожиданный.
И вот благодаря пилотному проекту физические лица в РК, которые приобрели зарубежные товары, получили возможность осуществить их таможенную очистку через операторов электронной торговли. При этом единственным оператором данного пилотного проекта назначен национальный почтовый оператор "Казпочта".
Таким образом, если покупатель обратится в "Казпочту" с заявлением, чтобы та провела таможенную очистку товара от его имени, она и будет его таможенным брокером. Никого не надо искать в случае превышения беспошлинной стоимости.
Да и вышеупомянутый фактор неожиданности устраняется. Правила эксперимента отсылают все к тому же решению совета ЕАЭС, где "товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях", идут отдельной строкой (пункт 4 приложения 1). Денежные и весовые характеристики там такие же, что и для перевозчиков, но почтовые услуги по определению не входят в стоимость товара.
Скажем больше. Исходя из содержания правил к пилотному проекту "Казпочта" сама становится маркетплейсом (но только особенным), на ресурсе которого покупатель будет выбирать товар у поставщиков (собственников), а затем она сама же доставит посылку до адресата.
Причем по сравнению с конкурентами у национального почтового оператора будет указанное преимущество: организационное, а по факту порой еще и ценовое, которое позволит, как надеются авторы эксперимента, занять свою нишу на данном рынке. А это прямая выгода казне. Поскольку 100 процентов АО "Казпочта" принадлежит фонду "Самрук-Казына", а единственным акционером того, в свою очередь, является Правительство РК.
Напомним здесь, кстати, и о другом конкурентном моменте.
До 1 октября 2023 года беспошлинная норма ввоза товаров для перевозчиков была выше, чем у "Казпочты": эквивалентна стоимости в 1000 евро против 200. Это было очевидным преимуществом для перевозчиков. Но затем нормы подравняли.
Ну и людям упрощение растаможки и снижение цен должны понравиться. А если только что-то вдруг пойдет не так, посмотрим, как чиновники, вернее, госпредприниматели распорядятся полученными возможностями.
От двери до двери
Ну а пока сделали следующее. Пилот закончился 31 декабря 2024 года, а тем временем в Мажилисе приняли закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам оказания услуг связи, государственных закупок, транспорта и почты".
Он закрепляет результаты пилотного проекта. А кроме придания почте функции общенационального маркетплейса, в законе прописаны и новые правила, которые призваны дать почте дополнительные конкурентные преимущества на рынке доставки.
Сегодня выдача почтовых отправлений в "Казпочте" полагается только лично адресату. Если посылку захочет получить близкий родственник, ему потребуется доверенность. Это крайне неудобная процедура для почтовых отделений. И тем более для почтовых курьеров, которые доставляют посылки на дом, в том числе и товары из маркетплейсов. Ведь им нужно отдать их только в руки заказчика.
Новеллами внедряется новая возможность доставки почтовых отправлений, что называется, "до двери" — посредством вручения третьим лицам, то бишь курьерам. Такая доставка, разумеется, и сейчас вполне возможна в отношении многих предметов, например, букета цветов. Но не корреспонденции, которая содержит персональные данные. Ибо это уже нарушение закона, поскольку процесс получения доступа к персональным данным должен быть формализован.
Все почтовые отправления, в том числе и получение универсальных услуг — пересылку тех же писем — можно будет осуществлять только через почтовые отделения. Но зато и благодаря подтверждению права на доступ к персональным данным (через пин-код) третьим лицам процесс пересылки любых почтовых отправлений можно организовать, что называется, "от двери до двери". Товары смогут получать третьи лица, но только если они назовут курьеру в момент получения код смс, направленный на телефон заказчика. Можно будет также получить посылку по кьюар-коду.
А еще одно новшество посвящено почтоматам. Не постаматам, а именно почтоматам — через "ч" и "о". Впрочем, термин обозначает один и тот же вошедший в обиход предмет — почтовый автомат.
Но сейчас они располагаются, как правило, в заведениях торговли. Тогда как, согласно поправкам, "почтоматы могут размещаться в зданиях и сооружениях либо в многоквартирных жилых домах... Собственники квартир, нежилых помещений многоквартирного жилого дома могут принять на собрании решение о предоставлении операторам почты имущества общего пользования объекта кондоминиума для размещения ими почтоматов в целях предоставления услуг почты".
То есть на месте сегодняшних абонентских почтовых ящиков, обчистить которые не составит труда любому воришке. Поэтому-то ценные посылки приходится сейчас забирать в почтовом отделении. Но в будущем, когда почтоматы можно будет устанавливать в подъезде, подобные ограничения исчезнут. Да и размер ячейки почтомата будет побольше абонентского почтового ящика.
Сейчас закон ждет одобрения Сенатом. После чего (а также подписания Президентом) нас ждет обновленная «свежая почта».