Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоЗаконотворчество

Фотография на память

Ряды полицейских может пополнить армия добровольцев, вооруженная смартфонами

МВД предложило поощрять деньгами людей, рьяно следящих за соблюдением правил дорожного движения (ПДД). В чем преимущества практики активного доносительства и какие негативные последствия может вызвать интеграция таких отнюдь не новых приемов?

Новая работа

Накануне МВД РК опубликовало проект закона «О профилактике правонарушений». Документом в числе прочего устанавливается, что население вправе добровольно принимать участие в охране общественного порядка. В качестве поощрения граждане могут рассчитывать не только на объявление благодарности и награждение грамотой, а на вполне осязаемые бонусы. «Денежные вознаграждения от суммы взысканного с нарушителя штрафа или льготы по решениям местных исполнительных органов (бесплатный проезд на общественном транспорте, право на бесплатную парковку и т.д.)», — говорится в проекте.

Денежный стимул действительно может сработать, ведь грамоты и различные благодарности МВД вручает и сейчас, только вот желаемого эффекта эта макулатура не приносит. Другое дело — благо материальное.

«На данном этапе о деталях выплаты и механизмах реализации говорить еще рано. В настоящее время проект закона о профилактике правонарушений размещен на портале открытых нормативных правовых актов для сбора предложений и замечаний. Важно отметить, что решение по данному вопросу будет принято с учетом общественного мнения», — пояснил заместитель начальника управления КАП МВД РК Азамат Куримбаев.

На какой именно процент могут рассчитывать зоркие и неравнодушные горожане, пока сказать сложно, но, опираясь на опыт других стран, осмелимся предположить, что это будет 10 процентов от суммы наложенного штрафа за правонарушение. Если взять меньше, то интереса у общественности поубавится. Больше не дадут чиновники. Уж больно они щепетильно относятся ко всему, что уменьшает объемы поступления в госбюджет.

Для тех, кто не сталкивался с сеткой штрафов, приведем несколько примеров. Разговор по сотовому телефону за рулем обходится автолюбителю в пять МРП, или 18 460 тенге. Сумма штрафа за парковку на тротуарах, клумбах, детских площадках и т.д. наказывается штрафом в размере 10 МРП, или 36 920 тенге. Получается, что с такого злостного нарушителя добродетель, которого в документе называют «общественным помощником», может получить практически 3700 тенге, что, согласитесь, немало. Если он насобирает с десяток таких за день, то это уже 37 000 тенге. В месяц — 21 «рабочий день» — 777 000 тенге. Сумма в два раза выше средней ЗП по стране, так что здесь словосочетание «рабочий день» можно не ставить в ковычки — работа полноценная и высокооплачиваемая. Здесь нельзя исключать, что многие могут бросить то дело, которым занимались, и сфокусировать все свое внимание на выявлении нарушителей ПДД.

Правда, мы можем расстроить людей, которые уже начали потирать ладони, говоря, что, зафиксировав два-три десятка нарушений, можно не получить вообще ни копейки. Дело в том, что в рамках проекта МВД готово платить отнюдь не за каждое отправленное общественным помощником нарушение. В проекте закона говорится, что награды будет удостоен только тот, кто пришлет факт нарушения первым.

Здесь согласимся с авторами идеи, ведь такой подход справедлив и законодательно подкреплен: согласно статье 12 КоАП, «никто не может быть повторно привлечен к административной ответственности за одно и то же правонарушение».

Количество есть, а вот качество?          

Нужна ли вообще такая инициатива — вопрос риторический. Объективно в крупных городах Казахстана, особенно в деловом центре, нарушителей правил парковки хоть лопатой разгребай. Брошенные перед пешеходным переходом машины создают реальную угрозу для людей, поскольку водители попросту не видят, что пешеход у бордюра начинает движение. Сложно подобрать оправдание и тем горе-водителям, которые бросают свои автомобили, перекрывая въезд во дворы. В экстренной ситуации такое наплевательское отношение к ПДД может стоить жизни, если экстренные службы не смогут добраться до точки вызова. Брошенная во втором ряду машина — тоже частое нарушение. Такой транспорт, может быть, и не создает жизненных рисков, но, занимая полосу движения, приводит к образованию дорожного затора.

Если таким образом удастся приструнить таких нарушителей ПДД, то наверняка и общий климат дорожного трафика изменится в лучшую сторону. Однако у проекта есть и оборотная сторона.

Если говорить честно, то со стороны МВД здесь просматривается некое лукавство. Ведь, включая добровольцев в свои ряды, полицейские таким образом перекладывают часть своих прямых обязанностей. Всякий раз, когда в городе происходит какое-то резонансное происшествие или город попросту начинает утопать в дорожных заторах, полицейские оправдываются одним и тем же аргументом — дефицитом кадров. Мол, не хватает сотрудников, чтобы в час пик везде расставить регулировщиков. Везде на самом деле и не нужно. Достаточно будет взять под контроль наиболее сложные перекрестки, и уже отношение к МВД было бы совсем иным. Что же касается дефицита кадров, то, напомним, что Казахстан уже не первый год занимает лидирующие позиции по этому показателю в мире. У нас в стране на 100 000 населения приходится примерно 380 сотрудников МВД, и это после того, как в рядах полиции провели значительную оптимизацию. Прежде их было около 480 на сотню.

Да, сотрудников МВД стало меньше, но этот показатель по-прежнему значительно выше, чем в среднем по странам той же Европы. Вот и получается, что, если при такой численности «в поле» по-прежнему ощущается дефицит, невольно напрашивается предположение, что в числе тех 380 сотрудников сидит слишком много начальников, которым выходить на дежурство в город не позволяет статус. Быть может, прежде стоит пересмотреть соотношение и сократить число начальников в пользу увеличения младшего состава — тех, кто реально что-то делает. Возможно, тогда большая численность сотрудников станет для общественности понятной и оправданной. Пока ситуация обратная.

Есть критика и в адрес тех, кто патрулирует городские улицы. Нередко в городе можно наблюдать ситуацию, когда полицейские как бы не замечают явные нарушения ПДД. В городе есть множество точек, как, например, возле ресторанов фастфуда, где и нарушители стоят сутки напролет, и полицейские постоянно мелькают… А результат? Как будто, спеша по каким-то более важным делам, полицейские не обращают внимания на стихийные стоянки-закусочные и другие нарушения.

Отсюда можно сделать вывод, что казахстанцам придется дважды переплачивать за одну и ту же работу. Ведь премиальные «волонтеры» будут получать со штрафов, то есть за счет граждан-нарушителей, но и полицейские продолжат получать заработную плату за ту работу, которую, по идее, должны выполнять сами.

Вопросы без ответов

Нельзя исключать и другие риски, возникновение которых возможно с большой долей вероятности. Например, всплеск числа эпизодов с легкими, а может быть, и тяжкими телесными повреждениями. Да, эта программа не является каким-то ноу-хау и давно применяется в Австралии, Канаде, Ирландии и других странах мира. Но и менталитет у европейцев совершенно иной, и степень сознательности иная.

Если у местного водителя хватило наглости бросить машину, перекрыв кому-то движение, то вряд ли он будет стоять в стороне и смотреть за тем, как некий доброволец снимает его автомобиль на камеру. Конечно, нельзя говорить о том, что все автолюбители являются агрессивными, но из десяти может найтись один такой, который сначала бьет, а потом спрашивает.

Весьма щепетилен вопрос и в разрезе финансов. Кто именно будет заниматься сортировкой вала сообщений от «дружины»? Создавать для этого отдельный центр управления? То есть вновь нужно будет выделять дополнительные средства из госбюджета? Ведь это действительно колоссальный объем информации, с которым нужно работать.

Во-первых, нужно будет проверять на наличие нарушения как такового — есть оно или это просто злорадствующий сосед решил отомстить за то, что кто-то занял его место на парковке. Нарушения нет, а заявление есть!

Во-вторых, если нарушение все-таки было, проверить на наличие уже выписанных штрафов. Ведь не исключено, что нарушителя уже кто-то зафиксировал часом ранее.

В-третьих, проверить подлинность присланных материалов. Ведь это настоящий клондайк для мошенников. Достаточно иметь навыки работы в программах фото-, видеоредактирования, и все, «нарушителей» можно штамповать пачками.

В-четвертых, прозрачность. Где гарантии того, что общественники вообще будут получать какие-то выплаты? Как говорилось выше, выплата положена только тому, кто прислал сообщение первым. Кто будет определять этого самого «первого»? У граждан не будет доступа к базам МВД, соответственно, и проверить, первый ты или десятый, не удастся.

Еще один важный пункт — техническая оснащенность. Фиксация нарушений ПДД подразумевается посредством записи видео- и фотоматериалов. Это терабайты информации, которую нужно где-то хранить и обрабатывать. Есть ли в МВД такие ресурсы? Ведь ни портал госуслуг Egov, ни тот же «Кунделик» за многие годы работы так и не смогли отстроить технику так, чтобы сервера выдерживали нагрузку в пиковые периоды.  

В общем, пока в идее создания общественных помощников больше вопросов, чем ответов, а сам проект закона больше похож на опрос общественного мнения, основная цель которого — посмотреть на реакцию граждан.

Читайте в свежем номере: