Интернет в Казахстане, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Государство обещает эту ситуацию исправить, для чего разработаны поправки сразу в несколько законов и кодексов. Документ называется "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросу развития рынка телекоммуникаций и центров обработки данных". Однако некоторые из предложений выглядят довольно спорно. Учитывая тему, хочется спросить у законодателей: «А поговорить?». В смысле, с обществом.
Одним из самых скандальных предложений является идея не спрашивать жителей многоквартирных домов (МЖД) при установке на крыши телекоммуникационного оборудования.
Инициаторов реформы можно понять. Базовых станций для нормального функционирования телекоммуникационных сетей должно быть как можно больше. И располагаться они должны как можно выше. В условиях городов это означает — на крышах зданий и сооружений.
Однако многие их этих зданий представляют собой как раз эти пресловутые МЖД, которые являются объектом кондоминиума, где квартиры находятся в индивидуальной собственности граждан, а остальное в доме — в их общей долевой собственности.
И как собственники они на общем собрании могут отказать владельцам сетей и средств связи, когда те обратятся с просьбой установить на здании телекоммуникационное оборудование. И этим правом частенько пользуются.
Авторы законодательных поправок жалуются: "Большинство граждан побаиваются негативного воздействия на здоровье базовых станций, установленных на крышах домов, в связи с чем препятствуют их установке".
Вот, чтобы выйти из тупика, и предлагают новое правило, согласно которому жильцов спрашивать не будут.
"Не требуется согласие собственников объектов кондоминиума здания, сооружения, квартир и нежилых помещений либо их доверенных лиц в установке телекоммуникационного оборудования на объектах кондоминиума здания, сооружения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения" (пункт 3 статьи 38-1 (предлагаемой) Закона РК "О жилищных отношениях").
Мало того, согласно пункту 4 данной статьи, собственникам и вовсе "запрещается отказывать в установке телекоммуникационного оборудования на объектах кондоминиума здания".
Контроль за исполнением этих новых требований будет осуществлять жилищная инспекция, то есть государственная организация, а значит, нарушение новых правил будет квалифицироваться по статье 462 КоАП "Воспрепятствование должностным лицам государственных инспекций и органов государственного контроля и надзора в выполнении ими служебных обязанностей, невыполнение постановлений, предписаний и иных требований". Штраф для некоммерческих организаций (КСК, ОСИ) на первый раз — 100 МРП, затем — 200.
Не чересчур ли строго? А главное, не содержит ли эта поправка нарушение прав собственности? Авторы законопроекта так обосновывают свою позицию: "В связи с отсутствием базовых станций в соответствующих районах и воспрепятствованием жильцов к их установке владельцы сетей и средств связи, операторы связи не имеют возможности исполнять закрепленные за ними законодательством обязательства".
Что за обязательства? "Согласно Закону РК "О связи", владельцы сетей и средств связи, операторы связи обязаны обеспечивать круглосуточный доступ к бесплатным соединениям с экстренными службами".
И еще один момент. Совет по правам человека ООН 1 июля 2011 года принял резолюцию, согласно которой доступ к сети интернет приравнен к базовым правам человека и является одним из неотъемлемых прав человека.
Так что, препятствуя доступу к интернету, одни граждане нарушают права других.
При этом напоминаем, что право собственности не безусловно. "В случаях, на условиях и в пределах, предусмотренных законодательными актами, собственник обязан допустить ограниченное пользование его имуществом другими лицами" (пункт 6 статьи 188 Гражданского кодекса).
Вроде бы такое ограниченное пользование подходит под данный случай. Но проблемы это не снимает. Ведь если в суде будет доказано, что «негативное воздействие на здоровье» от оборудования действительно есть, это уже нарушение других базовых прав — на этот раз жильцов. Так что не факт, что поправку в итоге примут.
Спецправо
Другой громкой сенсацией стали идеи насчет развития интернета в сельской местности. Почему в Казахстане зачастую нет интернета или он неважного качества за городом? Потому что негде размещать базовые станции.
Казалось бы, парадокс. Чего-чего, а земли в Казахстане с избытком.
Но проблема в том, что в селах зачастую единственными высокими и подходящими зданиями и сооружениями для базовой станции являются так называемые объекты госмонополии и спецправа (Казпочта, Казтелерадио и другие). А согласно Предпринимательскому кодексу (статья 193), субъектам государственной монополии, специального права запрещается в числе прочего производить товары, не относящиеся к сфере государственной монополии и спецправа.
Короче, нельзя их здания предоставлять для установки телекоммуникационного оборудования. Так вот, предлагается в этой части сделать исключение "для деятельности по предоставлению в имущественный наем (аренду) зданий, сооружений для размещения средств сотовой связи".
Таким образом, разработчики намерены предоставить доступ для размещения средств сотовой связи, как они подсчитали, к 21 государственной организации, к которым операторы раньше не могли подступиться. Что и поможет, по их мнению, решить проблему с сетью в сельской местности.
Однако, как и в случае с КСК и ОСИ в городах, на селе также собственников не спросили. Правда, немного по-другому. Собственником в данном случае является государство. Вот у него-то и надо будет спрашивать разрешения владельцам телекоммуникационных сетей.
Весьма смелая норма (пока в проекте), а именно статья 119-4 Закона РК "О государственном имуществе", предоставит возможность операторам связи получать в безвозмездное пользование крыш зданий (части зданий), сооружений и территорий госорганов и организаций для размещения телекоммуникационного оборудования.
Все понятно: есть амбициозная задача создания непрерывной зоны покрытия сети на всей территории РК. Но такой карт-бланш для операторов связи в их бизнес-деятельности (подчеркнем) вызывает некоторые вопросы. Исключительное положение всегда чревато его использованием в других, и не всегда законных, целях.
Эти же опасения можно отнести и к другой поправке. В той загородной местности, где вообще нет никакого жилья, предлагается облегченный способ строительства сооружений сотовой или спутниковой связи: антенно-мачтовых сооружений и опор.
Такое строительство (внимание!) не будет, во-первых, подлежать инспектированию со стороны государственной архитектурно-строительной инспекции. А во-вторых, предлагается уведомительный вместо разрешительного порядок ввода в эксплуатацию этих объектов. И без проектно-сметной документации.
Помимо всего прочего планируют разрешить строительство линий и оборудования связи на землях ООПТ, предварительно произведя отчуждение этих земель.
Предложение о приложениях
Развитие интернета (критической инфраструктуры, как ее величают разработчики) неразрывно связано с другой важной задачей — обеспечением цифрового суверенитета страны. И часть поправок направлена на ее решение.
Дело хорошее. Другой вопрос, осуществимо ли оно предлагаемыми средствами. А средства такие. Сейчас, покупая тот или иной девайс, например смартфон, можно договориться, чтобы продавец установил на него какой-то пакет приложений за дополнительную плату. Пакетов может быть несколько на выбор, но состав определяет продавец.
Вот это и намерены изменить, обязав перед продажей устанавливать перечень именно тех программ, которые определит государство. И в перечень этот будут включаться «программные продукты отечественного производства, что будет способствовать поддержке местных IТ-разработчиков".
Как утверждают разработчики (пока не софта, а поправок), включение местного IT-продукта, который будет подконтролен государству, "гарантирует, что устройства, поступающие на рынок, будут оснащены решениями, которые отвечают требованиям по защите информации и безопасности, минимизируя риски для пользователей и критической инфраструктуры".
Вот как звучит предлагаемая новая статья 17-2 в Закон РК "О связи": "При ввозе на территорию РК оконечного оборудования, а также при сборке или модификации такого оборудования на территории РК продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить предварительную установку программного продукта, включенного в Перечень программных продуктов, обязательных к предварительному установлению на оконечное оборудование".
Разумеется, после покупки "оконечного оборудования", то есть, например, смартфона, потребитель вправе удалить ненужные ему приложения. Но это будет уже неважно. Главное, чтобы у человека был доступ к ним.
Что ж, осталось дело за «малым» — за отечественным IT-продуктом…