Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
В западне. Аферисты по-прежнему не дремлют
ПравоКриминал

В западне. Аферисты по-прежнему не дремлют

В апреле Национальный банк дважды предупреждал граждан о старых-новых схемах обмана. И это неслучайно. Эксперты фиксируют стремительный рост интернет-мошенничества в стране.

По проторенной дорожке

В своих заявлениях Национальный банк прежде всего напомнил о мошеннических схемах с использованием поддельных или взломанных персональных аккаунтов пользователей в мессенджерах. Как сообщил регулятор, злоумышленники в мессенджерах используют фейковые аккаунты работников Нацбанка или иных государственных и правоохранительных органов, при этом для достоверности профиля используются изображения и эмблемы из общедоступных источников, в том числе размещенные на официальных ресурсах ведомств.

Также аферисты, представляясь работниками службы технической поддержки мессенджеров, присылают гражданам сообщения о подаче заявки на удаление аккаунта. Для отмены решения казахстанцам предлагают перейти на сайт, где необходимо указать свой номер телефона и ввести полученный в сообщении одноразовый код. Таким образом злоумышленники получают доступ к аккаунту и блокируют пользователя. Далее они действуют по знакомой схеме: используя фейковые или украденные аккаунты, обращаются к близким жертвы с просьбой перевести деньги, перейти по ссылке или сообщить личные данные.

Регулятор предупредил и об участившихся случаях предоставления злоумышленниками поддельных документов с использованием официального бланка НБК. Как рассказали в ведомстве, аферистами направляются фиктивные письма от имени регулятора, в которых они уведомляют о наличии «кредитного счета» или необходимости погашения возникшей кредитной задолженности. Для большей достоверности на поддельных документах размещаются подписи, имена и печати «уполномоченных лиц» НБК. Ложные данные предоставляются в том числе и для осуществления денежных переводов или хищения денежных средств граждан, предупредил регулятор.

Кроме того, аферисты используют технологии искусственного интеллекта для создания фейковых видеороликов с использованием лиц работников Нацбанка. Они размещают в социальных сетях поддельную рекламу о фальшивых инвестиционных компаниях и предоставлении бесплатной юридической помощи по возврату похищенных денежных средств...

В этой связи Национальный банк в очередной раз призвал граждан проявлять бдительность, не отправлять денежные средства на сомнительные счета, не доверять недостоверным рассылкам и непроверенным документам. Кроме того, регулятор напомнил, что не обслуживает счета физических лиц, не занимается кредитованием граждан, не предоставляет юридические услуги, а также не проводит денежные расчеты с населением. В любом случае для получения консультации следует обратиться в сall-центр регулятора по короткому номеру 1477.

Поможем, чем можем

В свою очередь, эксперты Fingramota.kz напомнили: финансовые трудности могут настигнуть любого. Ипотека, кредиты, рассрочки быстро превращаются в бремя. В такие моменты люди часто ищут быстрые решения, надеясь выбраться из кредитной кабалы как можно скорее. Этим пользуются мошенники, предлагая «легкие» решения, которые в конечном счете лишь усугубляют ситуацию. В связи с этим аналитики описали самые распространенные сейчас схемы с участием, скажем так, «помогаек» (подробности — на сайте). Предлагаем взглянуть на алгоритм аферы, маскирующейся под «помощь в оформлении банкротства».

Как напоминают эксперты, в Казахстане действует процедура внесудебного банкротства физических лиц, которую можно оформить самостоятельно и бесплатно на портале egov.kz. Однако многие граждане либо не знают об этой возможности, либо не готовы заниматься оформлением лично. Этим активно пользуются мошенники. Под видом «юристов по банкротству» аферисты обещают быстрое решение всех вопросов, и самое важное — без участия клиента. Они лишь требуют предоплату за якобы юридическое сопровождение, а в некоторых случаях, чтобы вызвать большее доверие, сначала предлагают «поработать бесплатно» и отправляют фиктивные отчеты, демонстрируя, что заняты «процессом». Но, получив деньги, злоумышленники бесследно исчезают.

Важно понимать, отмечают аналитики, что внесудебная процедура банкротства требует подтвержденных личных данных, именно поэтому она проводится только через портал egov.kz с использованием ЭЦП, которая содержит необходимую информацию.

Fingramota.kz советует оформлять процедуру банкротства самостоятельно на www.egov.kz. Это бесплатно, не требует посредников, тем более что вся необходимая информация и пошаговая инструкция доступны на портале. Если возникают вопросы, можно обращаться в официальный сall-центр 1414.

Тревожные данные

Напомним, как сообщал в начале года Finprom.kz со ссылкой на Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры РК (КПСиСУ ГП), за январь — декабрь прошлого года в стране было зарегистрировано 22,9 тысячи уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. Из них в 81,8 процента случаев сроки досудебного расследования были прерваны в связи с «неустановлением лица, совершившего уголовное правонарушение». 

За этот период пострадавшие отдали онлайн-аферистам 11,4 миллиарда тенге, что в 2,8 раза больше, чем в 2023-м. Первое место — за физическими лицами. Они перевели нарушителям 11 миллиардов тенге. Среди пострадавших, как мы писали, также были юридические лица (они потеряли 385 миллионов тенге) и даже государственные организации (8,4 миллиона). Возмещение же ущерба было относительно небольшим — всего 36,6 процента, то есть две трети всего объема средств, или более семи миллиардов тенге, владельцам вернуть не удалось

В свою очередь, эксперты Первого кредитного бюро со ссылкой также на КПСиСУ ГП РК констатируют, что «число фиксируемых эпизодов интернет-мошенничества в этом году резко выросло». По итогам I квартала правоохранители зарегистрировали 6,2 тысячи подобных правонарушений, что на 23 процента больше, чем в те же месяцы 2024-го. При этом в 2025 году доля онлайн среди зарегистрированных эпизодов мошенничества — 54 процента — оказалась самой высокой для периода с 2019-го за все время отражения таких сведений в статистике.

Кстати, сейчас, как отмечают в ПКБ, чуть ли не пятая часть всех эпизодов интернет-обмана зафиксирована в Астане (17 процентов случаев), хотя здесь показатель год от года даже снизился (-5 процентов). Но еще интереснее показатели Акмолинской области. Она дала 10 процентов от всех зарегистрированных эпизодов интернет-мошенничества, но при этом сами они составили 40 процентов (!) от всех зарегистрированных в регионе правонарушений.

Читайте в свежем номере: