Аль-Бейне Зарипова стала жертвой своего мужа, нанесшего ей 10 ножевых ранений «на почве ревности». Однако не слишком ли много рассчетливости проявил обвиняемый для того, чтобы все списать на эмоциональный всплеск?
Судебное слушание прошло 13 августа в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы, а днем ранее родственники Аль-Бейне Зариповой собрали пресс-конференцию, на которой рассказали журналистам о непростых отношениях в семье погибшей.
Аль-Бейне Зарипова к своему 41 году была успешным финансистом: три квартиры, дом, автомобили. Женщина работала бухгалтером в крупной компании и после прохождения специального курса повышения квалификации должна была стать руководителем. Ее жизнь прервалась 31 января 2024 года. Она была жестоко убита в подвале своего дома в Медеуском районе южной столицы ее мужем Сабыржаном Зариповым, который старше ее на пять лет. Убийца нанес жертве 10 ножевых ранений, четыре из которых были смертельными, а на последнем ударе нож застрял в шее женщины, где убийца его и оставил.
Со слов родственников Аль-Бейне, этой трагедии предшествовало многолетнее семейно-бытовое насилие — физическое насилие, рукоприкладство и даже попытка удушения.
Мужчина проявлял явные признаки тирании: устроил тотальный контроль над передвижениями женщины, у него постоянно вспыхивали беспричинные и беспочвенные приступы ревности. Зарипов запрещал Аль-Бейне контактировать с близкими даже по телефону, из-за чего женщине приходилось тайно общаться с родными и подругами, жившими в Петропавловске,.
«Они прожили вместе 15 лет. Все эти годы Аль-Бейне терпела ради 12-летней дочери, чтобы она росла в полной семье. Однако уже не в силах терпеть регулярное насилие, она наконец решила развестись и сообщила о своем намерении супругу осенью 2023 года. Но насилие с его стороны продолжилось. В декабре 2023 года после очередного случая домашнего насилия Аль-Бейне обратилась в полицию и получила защитное предписание на один месяц. Опасаясь мужа, она попросила свое руководство командировать ее в Астану для открытия там филиала компании», — рассказала мать погибшей Магжан Байсиитова.
Аль-Бейне перебралась в столицу, где продолжила работу. Известно, что супруг уговорил ее оставить ему дочь на один месяц, а также заверил, что он «согласен развестись цивилизованно», разделить совместно нажитое имущество и не будет возражать переезду общей малолетней дочери в Астану.
В роковую ночь в Алматы Аль-Бейне оказалась проездом — летела из Дубая в Астану. И, естественно, решила использовать возможность, чтобы повидаться с дочерью. Глубокой ночью Зарипов встретил Аль-Бейне в аэропорту и привез в их совместный дом, там же находилась их дочь.
«До 08.00 он допрашивал, буквально пытал ее. Ему казалось, что Аль-Бейне ему изменяет. Он забрал у нее телефон. Читал переписку, просматривал звонки и даже писал от ее имени сообщения. Экспертиза показала: примерно в это же время у обвиняемого и моей дочери был половой контакт. Добровольным это вряд ли могло быть — дочь твердо была настроена развестись», — рассказывает мать погибшей.
Как следует из материала обвинительного акта, детали которого зачитал прокурор, половой контакт был на втором этаже дома. Однако убийство произошло в котельной, расположенной в подвале.
«От полученного удара в область грудной клетки женщина упала на пол котельной комнаты, после чего Зарипов, не вынимая ножа из ее тела, поднялся в дом. После совершения убийства он стал обдумывать свои дальнейшие действия. Понимая, что скрыть совершенное им убийство будет невозможно и последует его задержание, в связи с чем его дочь останется на иждивении сестры, в целях финансовой помощи для ее содержания Зарипов взял телефон жены... После он разбудил свою дочь и поехал к своей сестре, где передал ей банковскую карту, открытую на ее имя», — говорится в обвинительном акте.
Поясним, что, когда Аль-Бейне была уже мертва, Зарипов воспользовался мобильным приложением «Онлайн-банк» на ее телефоне и перевел со счета компании (!), в которой она работала, на счет своего (!) ИП крупную сумму денег.
«Подозреваемый не вызвал ни скорую помощь, ни полицию. По материалам дела, в 09.12 Зарипов взял мобильный телефон убитой супруги и через мобильное банковское приложение перевел со счета компании, в которой Аль-Бейне работала бухгалтером, на счет своего ИП 4,7 миллиона тенге. После этого он собрал все документы на недвижимое имущество, деньги, банковские карточки, паспорт, удостоверение личности, взял дочку и отвез к своей сестре. Там же оставил написанную от руки доверенность на имя естры, чтобы та представляла интересы ребенка. Только после этого Зарипов вернулся в дом и вызвал полицию, чтобы сообщить об убийстве», — рассказала адвокат потерпевшей стороны Халида Ажигулова.
Сторона защиты настаивает на том, что убийство совершено в состоянии аффекта. Такой маневр неудивителен, ведь по закону за убийство в состоянии аффекта предусмотрено всего лишь ограничение свободы на срок до трех лет либо лишение свободы на тот же срок. Также сторона защиты утверждает, что Аль-Бейне сама дала повод, чтобы вызвать в нем ревность, и он ее за это убил.
Однако родственники убеждены в обратном — все было спланировано заранее. Со слов матери погибшей, налицо целый ряд нестыковок. Во-первых, место убийства. Если они действительно не хотели мешать ребенку спать и разобраться в своих отношениях, то в двухэтажном доме много других уединенных мест, где можно было переговорить или даже поскандалить. Но подвал?!. Во-вторых, орудие убийства — кухонный нож.
Мать Аль-Бейне утверждает, что Зарипов педантичный человек и все ставит на свои места. А здесь каким-то образом нож с кухни оказался в котельной.
И действительно — для состояния аффекта слишком много совпадений и четко продуманных шагов, в числе которых и вывод денег со счетов чужой компании. Не в пользу обвиняемого и тот факт, что Аль-Бейне себя полностью обеспечивала, а Зарипов финансово от нее зависел. Так утверждают родственники убитой.
Есть в этом деле еще один сомнительный эпизод. Несмотря на то, что бабушка сразу подала заявление на оформление опекунства над своей внучкой, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних предоставила полную опеку над девочкой ее тете — сестре обвиняемого Зарипова. Якобы причина принятого решения основывается на том, что сама девочка выразила желание жить в Алматы, в то время как ее бабушка и все родственники со стороны матери проживают в Петропавловске. Сейчас это решение обжалуется в Специа
После оглашения обвинения адвокат подсудимого обратился к судье с ходатайством о направлении дела на доследование, поскольку в деле есть два противоречащих друг другу заключения судебной психолого-психиатрической экспертизы. В одном заключении говорится, что убийство было совершено в состоянии аффекта, другая экспертиза заключила, что признаков аффекта не было. Судья отклонил ходатайство стороны защиты, пояснив, что спорные моменты будут выяснены в ходе основного судебного разбирательства.
Независимо от того, какая из версий является истинной, ни в одном случае убийство, особенно совершенное в такой жестокой форме, не может быть оправданным. В цивилизованном мире любые споры решаются за столом переговоров, а не с применением физической силы и любой из форм насилия.
Следующее заседание по этому делу назначено на 27 августа, редакция продолжит следить за делом убийства Аль-Бейне Зариповой.