Как осужденные чиновники возвращаются к прежним должностям? Осужденный 10 лет назад за превышение должностных полномочий казахстанский чиновник Мурат Каракекилов через суд добился оправдания и восстановления в должности руководителя управления по инспекции труда в Карагандинской области. Хотя в прошлом его осудили.
Невинно осужденный
Согласно данным из судебного кабинета, в 2014 году Мурата Каракекилова привлекли к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 308 Уголовного кодекса «Превышение должностных полномочий». Он был признан виновным и приговорен к выплате штрафа в размере 1,2 миллиона тенге. В апреле 2015-го его уволили с госслужбы.
Спустя восемь лет, в декабре 2022 года, Верховный суд вынес постановление об отмене приговора суда первой инстанции и прекращении производства в отношении Мурата Каракекилова за отсутствием в его действиях состава уголовного правонарушения. Также Верховный суд признал за ним право на возмещение вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.
Также, по данным из судебного кабинета, после отмены приговора в январе 2023 года Мурат Каракекилов обратился с заявлением к акиму Карагандинской области о восстановлении его трудовых прав. Однако в марте получил ответ, что в области нет вакантных должностей. После этого чиновник обратился с иском в Казыбекбийский районный суд номер 2 Караганды. Он просил отменить распоряжение акима Карагандинской области о своем увольнении, вынесенное в апреле 2015 года, и восстановить его в прежней или равнозначной должности. Также истец требовал взыскать с Министерства финансов компенсацию за причиненный моральный вред в размере 30 миллионов тенге.
Летом 2023 года Казыбекбийский районный суд номер 2 вынес два решения в пользу истца. Он обязал акима Карагандинской области восстановить истца в должности и Министерство финансов выплатить ему компенсацию в размере трех миллионов тенге.
Если добрый ты...
Это не первый случай, когда чиновника, ранее уличенного в превышении должностных полномочий, восстанавливают в должности.
Подобный случай произошел в 2021 году, когда Амантая Утельбаева, до увольнения занимавшего должность руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства города Семея, по решению Семейского городского суда восстановили в прежней должности. Он был уволен решением акима города, так как в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 371 ч. 2 Уголовного кодекса — халатность, повлекшая тяжкие последствия. Сейчас это дело прекращено.
Амантай Утельбаев — единственный человек, которого назвали виновным в провале миллиардного проекта по реконструкции центрального парка Семея, за которым вели надзор аким Восточно-Казахстанской области Даниал Ахметов и бывший аким города, а позже советник акима области Ермак Салимов.
Ранее в областном департаменте по противодействию коррупции сообщали, что дело в отношении должностных лиц отдела ЖКХ прекратили по статье, в которой говорится, что «лицо, совершившее уголовный проступок либо впервые совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности с учетом личности виновного, его явки с повинной, способствования им раскрытию, расследованию уголовного правонарушения, заглаживания им вреда, нанесенного уголовным правонарушением».
Теперь можно все?
Надо понимать, что не все чиновники, осужденные в коррупции, бывают оправданы. Точно также не все из вернувшихся на свои посты госслужащие обжаловали решения суда, которые вынесли в их отношении. Но факт налицо. Судимость — не всегда помеха для продолжения успешной госслужбы.
Во время совещания в Астане по вопросам выборов 23 июня 2021 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказался о своем видении борьбы с коррупцией, чем вызвал некоторое недоумение у общественности: «Как я уже говорил, если госслужащий ошибся при принятии решения, при этом не преследуя злого умысла похитить бюджетные средства или незаконно обогатиться за счет взятки, он не должен привлекаться к уголовной ответственности. В противном случае мы парализуем госаппарат. В орбиту уголовного преследования должны вовлекаться чиновники, которые намеренно пошли на совершение коррупционных преступлений».
Слова главы государства вызвали обсуждение в соцсетях, а видео, на котором он произносит эти слова, активно распространялось по мессенджерам с комментариями в духе «теперь можно все».
Помощник Президента Ерлан Карин принялся было разъяснять слова Касым-Жомарта Токаева в Facebook, но вскоре пост бы удален. Что именно имел в виду Президент... Над этим вопросом бились многие эксперты.
Интересное мнение в интервью «Азаттык» высказал адвокат Джохар Утебеков, который имеет большой опыт защиты в судах при обвинениях в коррупции. По его мнению, слова главы государства одновременно вызывают и недоумение, и понимание.
— Как человек, постоянно сталкивающийся с проблемой необоснованного обвинения в коррупции, думаю, что Президент отчасти прав, потому что уголовное
преследование чиновников за управленческие ошибки лишает их какой-либо инициативности, заставляя их работать медленнее, тормозя работу госаппарата. Снижает эффективность, креативность и творческий подход при решении проблем. Ошибки совершают все, поэтому привлекать чиновников к уголовной ответственности за управленческие ошибки недопустимо. В этом плане Президент прав, если хотел подстегнуть инициативность и смелость чиновников при принятии
решений, — говорит он. — С другой стороны, в его словах содержится какой-то трюизм. Если нет умысла, то привлекать к уголовной ответственности за коррупционное правонарушение невозможно. Потому что нельзя совершать коррупцию неумышленно. Она всегда совершается с корыстным умыслом. По его мнению, каждый чиновник должен нести уголовную ответственность за неосторожное служебное преступление в виде халатности, как это принято во всем мире.