Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоФемида

Восток дело тонкое?

Известный казахстанский адвокат и правозащитница Айман Умарова считает, что любое насилие должно признаваться как преступление

Существует мнение, что восточным женщинам присуща высокая степень толерантности к домашнему насилию. Эта тема на этой неделе вновь обсуждалась в столице. В прошедший понедельник в Астане прошла Международная конференция в формате «Диалог женщин стран Центральной Азии», в работе которой приняли участие представители НПО, законотворцы, юристы из пяти республик Центрально-Азиатского региона. 

Чего боятся женщины? 

Не только в Казахстане, но и в остальных странах Центральной Азии с каждым годом все сильнее и сильнее звучит глас общественности о необходимости ужесточения наказания за насилие против женщин и детей. 

“Надо признать, что в последнее время эта проблема приобретает масштабный характер не только в нашем Центрально-Азиатском регионе. Это одна из глобальных проблем во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций, практически каждая третья женщина в мире сталкивалась с физическим или сексуальным насилием. В 155 странах мира приняты законы о домашнем насилии. Страны Центральной Азии не исключение, там сегодня идет работа по ужесточению действующего законодательства”, — заявил спикер Мажилиса Ерлан Кошанов, открывая финальное заседание в рамках казахстанского председательства в формате “Диалог женщин стран Центральной Азии”. 

Он перечислил те меры, которые уже приняты законотворцами в этом направлении в республике. В текущем году ужесточена ответственность за бытовое насилие. В первую очередь изменен подход для принятия мер. Если раньше для возбуждения дела нужно было заявление самой жертвы, то теперь правоохранительным органам для реагирования на факты насилия достаточно сигнала со стороны свидетелей или соседей. 

Однако результаты социологических исследований говорят о том, что жертвы насилия зачастую идут на примирение или отзывают свои заявления из-за боязни осуждения родственниками и страха перед агрессором. 

“Признаем, что у нас все еще продолжает существовать высокая степень толерантности к домашнему насилию. И такое поведение присуще прежде всего восточным женщинам”, — подчеркнул спикер Мажилиса. 

Согласно официальной статистике ежегодно в республике погибает от рук насильников более 400 женщин. До суда доходит чуть более 40 процентов дел. После серии резонансных преступлений, связанных с убийством своих жен, казахстанское общество открыто потребовало от властей криминализации наказания в отношении абьюзеров. 

Напомним, что в 2017 году семейно-бытовое насилие в нашей республике было декриминализировано, то есть наказание за побои и причинение легкого вреда здоровью относились к административным проступкам. И наказания для агрессоров были смешными. Так, если после побоев у женщины была сломана челюсть или выявлено сотрясение мозга, то насильнику выдавалось лишь письменное предупреждение. За второй зафиксированный случай насилия в семье предусматривалось лишь 15 суток ареста. 

“Депутаты уже приступили к разработке нового пакета законодательных новелл в этой сфере. В первую очередь мы планируем криминализировать ответственность за бытовое насилие. За причинение среднего и тяжкого вреда здоровья в случае принятия будет предусмотрено только лишение свободы. Такой вид наказания как ограничение свободы будет полностью исключен”, — перечислил Кошанов. 

Правительство уже внесло в Мажилис законопроект, который содержит более 90 поправок, направленных на ужесточение наказания за бытовое насилие. Планируется, что к концу года поправки должны быть приняты. 

Чего боятся абьюзеры? 

Известный казахстанский адвокат и правозащитник Айман Умарова считает, что криминализация бытового насилия — самое верное на сегодня решение для защиты женщин и детей. 

“Любое насилие должно признаваться как преступление. У насилия много непредсказуемых последствий в первую очередь для детей, так как растет число сирот. В моей практике много фактов, когда мужья убивают жен и когда жены, защищая свою жизнь, убивают насильников и получают большой срок, потому что в свое время полиция скрыла факты избиения в этих семьях, а женщины в тот момент не получили должной правовой помощи и консультации”, — сказала Айман Умарова. 

По мнению юриста, абьюзеры боятся серьезного штрафа и наказания в виде лишения свободы на серьезный срок. 

IMG_4853.jpg
Руководитель общественного объединения “Казак аналары - дастурге жол” (“Казахские матери — путь к традициям”) Айнур Жугунусова считает, что ради защиты женщин важно не нанести урон и правам мужчин

Опыт соседей по региону 

Пока Казахстан находится в процессе совершенствования своего законодательства по бытовому насилию, его южные соседи по региону Кыргызстан и Узбекистан уже сделали этот шаг, усилив не только административную, но и уголовную ответственность. 

Как рассказала журналистам в кулуарах форума заместитель Торага Жогорку Кенеша Кыргызстана (замглавы Верховного совета) Джамиля Исаева, после криминализации закона в 2021 году такой вид преступления, как “кража невесты” предусматривает сегодня наказание в виде лишения свободы от пяти до семи лет. “В данный момент краж невест нет”, — заверила она. 

Председатель Сената Олий Мажлиса Узбекистана Танзила Нарбаева на пресс-брифинге в рамках международного диалога сообщила, что закон по ужесточению наказания за бытовое насилие против женщин и детей в ее стране был принят в апреле текущего года. 

“Сроки за такого рода наказание заметно выросли и в зависимости от тяжести преступления варьируются от трех до 15 лет. Кроме этого, лица, которые совершают насилие в отношении женщин и детей, не подпадают под помилование и под досрочное освобождение от наказания”, — уточнила она. 

Назад к традициям Востока 

Несмотря на то, что большинство казахстанцев ратуют за криминализацию бытового насилия, все же раздаются голоса, которые относятся к такому шагу настороженно и высказывают свои опасения. 

Так, руководитель общественного объединения “Казак аналары — дастурге жол” (“Казахские матери — путь к традициям”) Айнур Жугунусова считает, что важно не гнаться за кампанейщиной. 

“На мой взгляд, в каждом случае преступления должен быть применен грамотный подход. Важно соблюдать баланс при обсуждении поправок в законопроект об ужесточении наказания за бытовое насилие. Понятие “криминализация” должно быть правильно понято и не искажено”, — заявила она. 

Она опасается, что ради защиты женщин мы можем нанести урон и правам мужчин. 

“На мой взгляд, решение проблемы должно быть намного шире. Сегодня важно уделять внимание восстановлению истинных традиций и ценностей казахского народа, где испокон веков проповедовалось бережное отношение к девочкам, женщинам и матерям. Важно вести правильное нравственное воспитание подрастающего поколения”, — резюмировала Айнур Жугунусова. 

 

Читайте в свежем номере: