Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ПравоФемида

Справедливый приговор Бишимбаеву – страна, которую мы заслужили

13 мая 2024 года для казахстанцев стал, можно сказать, историческим днем, когда оказалось, что правосудие и справедливость имеют место в нашем государстве. Почти на четверть века осужден человек за бытовое насилие, результатом которого стала смерть. Двадцать четыре года должен провести за решеткой бывший министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, жестоко избивший и убивший свою супругу Салтанат Нукенову. Но кроме него был осужден и весь так называемый «коллективный бишимбаев»: все, кто ошибочно полагал, будто закон — это дышло. И все же многие ощущают горькое послевкусие... 

Суров закон? 

Итак, 13 мая текущего года судья Специализированного межрайонного суда Астаны Айжан Кульбаева зачитала приговор Куандыку Бишимбаеву, обвиняемому в убийстве с особой жестокостью супруги Салтанат Нукеновой. Решением суда Бишимбаеву предстоит провести следующие 24 года в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности. 

«Суд приговорил Бишимбаева Куандыка Валихановича признать виновным в совершении уголовных правонарушений, предусмотренных п.1 ч.2 ст.110, п.5 ч.2 ст.99 УКРК и назначить ему наказание: по п. 1 ч. 2 ст. 110 УК РК — семь лет лишения свободы, по п. 5 ч. 2 ст. 99 УК — 20 лет лишения свободы. По совокупности преступлений путем частичного сложения наказания окончательно назначить 24 года лишения свободы», — зачитала приговор судья Айжан Кульбаева, добавив, что вина подсудимого доказана в полном объеме. 

Таким образом, Куандык Бишимбаев признан виновным в том, что с середины марта до 9 ноября 2023 года причинял физические и психические страдания потерпевшей Салтанат Нукеновой путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями, совершенными в отношении лица, находящегося в материальной зависимости от виновного (п. 1 ч. 2 ст. 110 УК РК), а также в том, что 9 ноября 2023 года совершил убийство Салтанат Нукеновой, то есть противоправное умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное с особой жестокостью (п. 5 ч. 2 ст. 99 УК РК). 

Уточняется, что в доход государства с Бишимбаева будут взысканы судебные издержки за проведение судебных экспертиз в сумме 2 306 382 тенге, а также принудительный платеж в фонд компенсации потерпевшим в сумме 30 МРП (103 500 тенге в 2024 году). 

Возможность условно-досрочного освобождения для Бишимбаева появится лишь через 16 лет, поскольку он должен будет отбыть две трети срока. «УДО — это прерогатива суда. Также на УДО необходимо согласие потерпевшего (в данном случае родственников Салтанат Нукеновой). Если они откажутся, значит, суд не будет давать УДО», — сообщила прокурор Айжан Аймаганова. 

Предположительно осужденный будет отбывать наказание в колонии «Аршалы» «Учреждение No 2», или «Вишня», что в 60 километрах от Астаны.

Итак, 24 года. Но многие казахстанцы, следившие за процессом, надеялись на пожизненное. При этом имелось немало скептиков, опиравшихся на практику и полагавших, что может быть присужден срок в 12-13 лет. 

В целом, по информации гособвинителя, 24 года — максимально возможное наказание. Прокуроры запрашивали 20 лет по статье «Убийство» и семь лет по статье «Истязание». При этом Айжан Аймаганова уточнила, что за последние пять лет судом с участием судебных присяжных по категории данных дел пожизненное наказание не назначалось вообще. 

В свою очередь, судья-координатор по взаимодействию со СМИ Алма Есымова на пресс-конференции после судебного процесса разъяснила: «Вердикт по делу Бишимбаева вынесен коллегиально, в совещательной комнате решение принималось присяжными заседателями — 10 человек и один судья. Голоса у них равные. Пожизненное лишение свободы могло быть назначено только при единогласном решении, за это должны были проголосовать все 11 человек. Очевидно, раз пожизненное наказание не назначено, к единому мнению не пришли в совещательной комнате». 

Амангельды Нукенов, отец убитой Салтанат, заявил: «Мы принимаем решение суда. Думаю, что судья вынес справедливое решение». 

Его сын и брат Салтанат Айтбек Амангельды в разговоре с журналистами сказал, что 24 года — ожидаемый приговор для Бишимбаева. Он отметил, что срок «почти пожизненный», осужденному будет 68 лет, когда он выйдет на свободу. А учитывая условия содержания заключенных, «не факт, что он до этого возраста доживет». 

Эффект Салтанат 

Бишимбаева осудили 13 мая. Салтанат Нукеновой 15 мая должно было исполниться 32 года. Ровесница независимого Казахстана вписала собственной кровью свое имя в историю страны, в которой десятилетиями закрывали глаза на страшную язву общества — домашнее насилие. А ведь таких женщин, как Салтанат Нукенова, в Казахстане тысячи. Согласно официальным данным, ежегодно в полицию поступает более 100 тысяч заявлений и сообщений о семейно-бытовых конфликтах. И лишь смерть молодой женщины стала поводом к принятию закона о бытовом насилии, ужесточению наказания за бытовое насилие. Но также ее смерть прозвучала призывом к каждой казахстанке: «Не молчи!». 

Коллективный бишимбаев 

За судебным процессом над Куандыком Бишимбаевым следили на всем пространстве СНГ и даже за его пределами. Это был не просто суд над человеком, который нарушил закон и должен понести наказание. В глазах казахстанцев на скамье подсудимых сидел, как сформулировал известный казахстанский политолог Досым Сатпаев, «коллективный бишимбаев» — крупный чиновник (занимал должность замминистра индустрии и торговли, замминистра торговли и экономического развития, а затем и пост Министра национальной экономики), представитель казахстанской элиты и управленческого класса (его отец в разные годы возглавлял ряд казахстанских университетов и был депутатом Мажилиса Парламента РК, а сам Бишимбаев обучался по программе «Болашак» в Университете Джорджа Вашингтона), очень богатый человек (в его послужном списке руководящие должности в таких структурах, как ФНБ «Самрук-Казына», холдинг «Байтерек»). 

Перед казахстанцами на скамье подсудимых оказался коррупционер, который однажды уже был осужден на 10 лет за неоднократное получение взяток в особо крупном размере. Но сначала ему облегчили условия отбывания срока, а потом и вовсе помиловали решением Первого Президента Казахстана. 

Суд над Бишимбаевым, проходивший в открытом режиме, консолидировал казахстанское общество и пробудил интерес к праву как таковому, судебно-правовой системе, повышению собственной правовой грамотности, стал проверкой казахстанского общества на готовность к построению правового государства. 

Пожалуй, именно этот судебный процесс впервые в полной мере уравнял казахстанцев в правах и обязанностях, показал всем гражданам без исключения, независимо от статуса, что перед законом в стране могут быть равны все. 

Но за это равенство еще предстоит побороться. 

Читайте в свежем номере: