Президент подписал Закон «О территориальной обороне РК», который не только регламентирует вопросы материального обеспечения территориальной обороны, но и вводит государственный контроль в данном секторе с наделением Минобороны соответствующими функциями.
При этом, по сообщению Акорды, документ направлен как на формирование эффективной системы территориальной обороны, так и на обеспечение безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. В него также заложены принципы единства подходов к организации и, главное, достаточности финансирования соответствующих мероприятий.
При этом «в период угроз государство вправе привлекать здания, технику и другое имущество граждан и организаций с компенсацией по рыночной стоимости».
В качестве примеров подобных действий приводится практический опыт применения в период пандемии COVID-19, во время устранении последствий прорыва дамбы на Сардобинском водохранилище в 2020-м, при тушении лесного пожара в Костанайской области в 2022-м и при устранении последствий паводков на северо-западе Казахстана в 2024 году.
Между тем история документа восходит к Закону РК «Об обороне и Вооруженных силах Казахстана» от 7 января 2005 года. Он должен был регулировать функции и полномочия государственных органов в обеспечении обороноспособности страны, а также права и обязанности граждан и организаций в сфере обороны. Одним из пунктов этого закона являлась территориальная оборона. То есть «совокупность мероприятий, осуществляемых Правительством РК в целях защиты населения, объектов и коммуникаций страны от действий противника, диверсионных актов или актов терроризма, а также введения и обеспечения режимов чрезвычайного или военного положения».
Не так давно Сенат РК одобрил закон «О совершенствовании территориальной обороны Казахстана». При этом содержащиеся в нем основные понятия «доброволец» и «формирование самообороны» стали нововведением для системы обороны РК, предусматривающей добровольное участие граждан Казахстана в формировании самообороны в период военного положения и в военное время.
Как пояснили в Мажилисе Парламента РК еще в октябре 2024 года, когда депутаты приняли в первом чтении соответствующие законопоправки, «под добровольцами понимаются граждане Казахстана, на добровольной основе зачисленные в формирования самообороны». При этом в их числе могут быть лица как подлежащие, так и не подлежащие мобилизации, которые не призваны в ряды ВС на момент создания формирования самообороны.
— Они будут привлекаться к выполнению задач по охране и обороне населенных пунктов, объектов территориальной обороны, строительству оборонительных сооружений, проведению эвакуационных мероприятий и других. А еще отдельные формирования самообороны из добровольцев могут быть даже включены в состав Вооруженных сил для выполнения боевых задач, — подтвердили в Парламенте.
Кроме всего прочего, такая оборона, как предположили в оборонном ведомстве, «позволит при ликвидации ЧС, не отвлекая Вооруженные силы, устранять последствия природных стихий».
И да, в апреле текущего года мажилисмены во втором чтении внесли в глоссарий еще одно новое понятие — «объект территориальной обороны». Причем за Правительством и местными исполнительными органами была закреплена компетенция по утверждению перечня таких объектов. Как сообщили в Парламенте, «заблаговременное его утверждение необходимо для определения в Плане территориальной обороны сил и средств, которые будут охранять объекты военного и государственного значения». При этом в планировании территориальной обороны будут принимать участие и правоохранительные органы. В их обязательства также включены охрана и оборона подведомственных объектов территориальной обороны.
Добавим, что сегодня войска территориальной обороны действуют в России, Беларуси, Украине, США и многих других странах. Но, как правило, они развертываются только в военное время, а в мирное периодически участвуют в сборах для подготовки. Одни из таких сборов прошли в Астане в мае этого года.