С рабочими профессиями и, самое главное, их представителями в республике, как известно, не густо. Проще говоря, не хватает их у нас. Как решить данную проблему? Об этом в своем депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра РК Тамары Дуйсеновой в самом конце ушедшего года говорил мажилисмен Николай Арсютин.
Для построения конкурентоспособной экономики и поступательного прогресса любой стране необходимо последовательно повышать престиж рабочих профессий и специалистов различных отраслей. Потому-то с точки зрения обеспечения роста экономики и ее инвестиционной привлекательности наряду с реформой профессионального образования в укреплении кадрового потенциала Казахстана огромную роль играет среднее образование. Особенно среднее профессиональное.
Между тем фактическая численность занятых в рабочих профессиях по всем сферам экономической деятельности в Казахстане составляет 1270,8 тысячи человек, или 37,4 процента от общей численности работников в стране. При этом потребность в рабочих кадрах в стране ежегодно растет. Так, например, согласно прогнозным данным Центра развития трудовых ресурсов Министерства труда и социальной защиты населения, совокупный спрос на рабочих в промышленности, строительстве, транспорте к 2030 году оценивается в 195 тысяч человек, на фермеров и рабочих сельского хозяйства — в 41 тысячу человек.
При этом в начале 2024 года в составе молодежи доминировали лица, рожденные в 2007-2009 годах и находящиеся в возрасте 14-15 лет. Именно они, по словам депутата, в ближайшей перспективе окончат общеобразовательную школу и продолжат дальнейшее обучение в системе образования либо выйдут на рынок труда.
— Молодые люди, не продолжившие обучение после средней школы, усилят давление на рынок труда либо пополнят ряды безработных, поскольку наличие требований работодателей к опыту работы ограничивает возможности их трудоустройства, — утверждает мажилисмен.
Кстати, согласно официальным статистическим данным, наиболее высокий уровень безработицы в разрезе возрастных групп за последние пять лет отмечается именно среди выпускников школ в возрасте 15-19 лет. А учитывая, что в этом возрасте практически никто не имеет специальности и опыта, в том числе по причине отсутствия в системе среднего образования программ профессионально-ориентационной подготовки, ситуацию осложняют распространенное негативное мнение и пренебрежительное отношение к рабочей профессии как таковой. Это очень снижает у молодого поколения мотивацию к приобретению рабочей специальности.
— Одним из решений этой проблемы может стать закрепление за общеобразовательными школами хозяйств (работодателей), нуждающихся в рабочих кадрах. В этом случае хозяйства, имеющие соответствующую материально-техническую базу, могли бы взять старшеклассников на производственное обучение и прохождение в каникулярное время оплачиваемой (необязательно) стажировки. При этом заключается трехстороннее соглашение между общеобразовательной школой, учреждением ТиПО и хозяйством. В данном случае учреждение ТиПО в лице специально созданной комиссии принимает экзамен у учащегося непосредственно в полевых условиях — например, по специальности «машинист-тракторист». И выдает документ соответствующего образца с присвоенной квалификацией, — предлагает Николай Арсютин.
Вот только для налаживания подобного процесса необходимо разработать и внедрить механизм получения первичной профессиональной квалификации на уровне старшей общеобразовательной школы, в том числе с привлечением заинтересованных работодателей. Плюс закрепить функции по первичной профессиональной подготовке в рамках общеобразовательной школы за уполномоченными центральными органами в сферах образования, труда и занятости, а также национальной палатой предпринимателей «Атамекен».
И главное — предусмотреть в республиканском бюджете выделение финансовых средств для создания специализированных учебно-производственных комбинатов (УПК), целью которых должно быть получение рабочей специальности без отрыва от обучения в школе. Как это было совсем недавно — в советское время…