В Астане прошел II Центрально-Азиатский медиафорум, в котором приняло участие более 700 журналистов, экспертов и государственных деятелей из Азербайджана, Великобритании, Казахстана, Катара, Китая, Кыргызстана, России, США, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и других стран.
Озабоченность недостаточным информационным сотрудничеством стран Центральной Азии неоднократно высказывал Президент РК Касым-Жомарт Токаев. «К сожалению, до сих пор в наших СМИ ощущается острый информационный голод в части освещения жизни в странах региона, — говорил лидер Казахстана в июле 2022 года на IV Консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Чолпон-Ате. — Желательно переломить эту тенденцию».
Аналогичную тему Касым-Жомарт Токаев затрагивал на последующих встречах с центральноазиатскими коллегами в Душанбе и Астане в 2023 и 2024 годах. «Особый акцент нужно сделать на экранизации общих исторических сюжетов, популяризации дружбы и солидарности наших народов, — предлагал Президент РК. — Мы обсуждали создание общерегионального телеканала или новостного интернет-портала. Актуальными остаются разработка и подписание соглашения о сотрудничестве в сфере телевещания в странах Центральной Азии».
Эти идеи получили развитие на первом (декабрь 2022 года) и втором Центрально-Азиатском медиафоруме. Второй форум начался с рабочих встреч профильных министров и руководителей информационных агентств региона и других стран. Министр культуры и информации Казахстана Аида Балаева отметила, что одна из главных задач форума — анализ текущей ситуации в медиапространстве, обсуждение и выработка совместных действий для дальнейшего укрепления информационного сотрудничества в Центральной Азии.
Для этого, как сообщила Балаева коллегам, государства региона изучают возможность запуска совместных телеканала и медиаплатформы. Балаева также предложила создать академию журналистики Центральной Азии и учредить премию для лучших авторов региона, запустить совместный телепроект «Наши люди» о достойных представителях ЦА и проводить телемосты во время празднования Наурыза.
Казахстанские телеканалы уже вещают в Азербайджане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Действует также первый спутниковый телеканал Казахстана Silk Way, входящий в Телерадиокомплекс Президента РК. Silk Way вещает более чем на 100 стран на шести языках — казахском, русском, английском, узбекском, кыргызском и турецком. То есть канал не замыкается на регионе, а рассказывает о Центральной Азии всему миру.
Этой теме посвящен целый блок, включающий информационные и аналитические программы. Иначе говоря, спутниковый канал является готовой базой для дальнейшего расширения сотрудничества. В связи с этим новые потенциальные партнеры Silk Way обсудили на форуме пути взаимодействия, а Телерадиокомплекс Президента РК посетила делегация азербайджанского телеканала AnewZ Global Media Channel во главе с директором Руфатом Хамзаевым.
Пресс-секретарь Президента РК Руслан Желдибай встретился с руководством китайской корпорации CGTN и международной телекомпании Al Jazeera. С китайской стороной рассмотрены вопросы более широкого освещения отношений и динамики развития стратегического партнерства между Казахстаном и КНР. «Мы предложили запустить совместный телепроект для более активного культурного обмена между нашими странами», — сообщил журналистам Желдибай.
С директором Медиаинститута Al Jazeera Иманом Аль Амри и управляющим директором телеканала Al Jazeera English Иссой Али обсудили совместную подготовку журналистов и создание документальных сериалов об истории, природе и развитии Казахстана. На встрече также решен вопрос об открытии в Казахстане корреспондентского пункта Al Jazeera. Группа сотрудников Телерадиокомплекса Президента уже прошла обучение в Медиаинституте Al Jazeera в Дохе.
В течение двух дней участники форума также обсуждали цифровую трансформацию СМИ, влияние на журналистику искусственного интеллекта (ИИ) и социальных сетей, способы распознавания фейковой информации и расширение медиасотрудничества. Во второй день форума для журналистов и студентов состоялись мастер-классы, проведенные экспертами из Великобритании, России и США.
«Со стороны кажется, что выпуск новостей — это быстрый и гладкий процесс, — поделился на форуме креативный директор CNN International Commercial Иан Макдональд. — Но на самом деле за этим стоит большая команда, работающая круглосуточно, чтобы создавать контент мирового уровня. Невозможно передать объем усилий, которые тратятся на создание контента».
Макдональд считает, что ИИ не заменит живых журналистов. «В этом процессе всегда должен быть человек, чтобы гарантировать достоверность, — сказал гость из-за океана. — ИИ может работать только с тем, что уже знает. Настоящее журналистское творчество требует способности выходить за рамки шаблонов, а это исключительно человеческое творчество. ИИ — мощный инструмент, но без журналистского чутья не обойтись».
Эту позицию разделяет главный редактор Euronews по Ближнему Востоку, Центральной Азии и Южному Кавказу Джейн Уизерспун. «Все эти инструменты ИИ не заменят журналистов, — сказала она. — Они используют их только для помощи, как ассистента. Да, конечно, робот ChatGPT может написать новость, но тем не менее он выступает только как помощник».
По словам Уизерспун, журналист должен быть уверен, что публикует только достоверную информацию. «Мы обязаны быть предельно внимательными в этом процессе, чтобы вы, получая новости, будь то на экране телевизора дома, в зале ожидания аэропорта или через социальные сети на своем телефоне, получали правдивую, справедливую и честную информацию, — подчеркнула представитель Euronews. — Новостные материалы всегда должны быть основаны на фактах, и здесь мы не сможем полностью довериться ИИ».
По ее мнению, Казахстан богат событиями, культурой и историей. «Когда я впервые увидела статистику, то была поражена масштабами Казахстана — ваша страна по площади сопоставима со всей Европой, — отметила Уизерспун. — Здесь столько уникальных историй, которые заслуживают внимания».
По словам европейской гостьи, главный навык современного журналиста — это не умение красиво говорить, а способность слышать. «Не просто зачитывайте подготовленные вопросы, — советует она молодым коллегам. — Если человек сказал что-то неожиданное, развивайте эту тему. Ваша задача — помочь аудитории узнать историю, а не продемонстрировать собственное красноречие. В профессиональной журналистике нет места для эго. Хорошая история остается хорошей историей независимо от того, где и кем она рассказана». Эти принципы, по мнению представителя Euronews, особенно важны в эпоху глобализации.