Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Во что депутаты хотят превратить Баянаул
ПолитикаВласть

Во что депутаты хотят превратить Баянаул

Зачем особо охраняемой природной территории странные нововведения

Депутаты обратились к премьеру с запросом о присвоении районному центру Баянаул Павлодарской области особого статуса. Но не просто названия, а с целью создания в Баянауле наукограда — научно-образовательного хаба с развитой исследовательской и студенческой инфраструктурой.  Но зачем? С какой целью? 

Напомним, что Баянаул — это село, райцентр Баянаульского района в Павлодарской области с населением примерно 5,5 тысячи человек. Его окрестности с 1985 года объявлены Баянаульским национальным парком. То есть являются особо охраняемой природной (практически заповедной) территорией. Жемчужины парка — озера Жасыбай и Торайгыр. Кроме того, на территории расположены древнейшие скальные образования, пещеры, гроты и даже найдены наскальные рисунки. 

С туристической точки зрения местность посещают, согласно официальным данным, примерно 100 тысяч путешественников в год, что для данной рекреации вполне терпимо. Конечно, не сравнить с Щучинско-Боровской курортной зоной, но оно и к лучшему. В отношении, например, ЩБКЗ экологи не первый год ломают головы над тем, как сохранить природу, уменьшить сильнейшую нагрузку на рекреацию и не отпугнуть туристов запретами. 

Теперь же, судя по всему, такая картина может наблюдаться и в Баянаульском оазисе. Потому как депутаты Мажилиса Парламента РК решили вдруг озаботиться сохранением культурного наследия и стратегического развития регионов, что вроде бы должно вылиться в присвоение особого статуса райцентру Баянаул Павлодарской области как территории с уникальным историческим, научным и туристическим потенциалом.

— Баянаул — это не просто география, это духовный и интеллектуальный центр, давший стране выдающихся личностей, чьи имена вписаны в золотой фонд истории Казахстана. Здесь родились Каныш Сатпаев — первый казахский академик, основоположник отечественной геологии; Сакен Сейфуллин — писатель, государственный деятель, символ национального возрождения; Мәшхүр Жусіп — философ, просветитель, летописец степной мудрости; Ермухан Бекмаханов — историк, восстановивший правду о прошлом казахского народа. Эти имена — свидетельство уникального культурного и интеллектуального капитала региона, — говорит депутат Николай Арсютин. 

Соответственно, сегодня, как полагает мажилисмен, в условиях государственной политики по поддержке моногородов и развитию туризма Баянаул может стать новым драйвером роста Павлодарской области. Но и это не все. Арсютин предлагает рассмотреть возможность создания в Баянауле статуса наукограда — научно-образовательного хаба с развитой исследовательской и студенческой инфраструктурой. Добавляя, что это позволит проводить научные конференции, популяризировать науку среди молодежи, а также открыть региональный гуманитарно-научный вуз, ориентированный на подготовку специалистов в сфере истории, экологии, туризма, краеведения и культурной антропологии. 

Возможно. Но почему в таком случае не предложить присвоить подобный статус другим населенным пунктам, которые также прославились рождением знаменитых и уважаемых казахстанцев и, пожалуй, могут обладать более серьезным потенциалом для того, чтобы на их территории были возведены корпуса наукограда? Например, Абайский регион, где появился на свет великий Абай… Бывший ядерный полигон и его центр Курчатов требуют не меньшего внимания. Да мало ли в Казахстане подобных мест — малоизученных, но не менее важных? Зачем замахиваться на туристический регион, зачем утяжелять и без того немалую рекреационную нагрузку на его природу и экологию? 

БАЯН АУЛ (3).JPG

Однако депутат Николай Арсютин пытается объяснить свое предложение тем, что присвоение особого статуса райцентру Баянаул обеспечит комплексный социально-экономический эффект, выражающийся в нескольких ключевых направлениях. И перечисляет, начиная от якобы некоего возможного экономического эффекта (но без предоставления каких-либо расчетов и цифр, в чем этот эффект будет выражен) до социального и инфраструктурного благополучия. 

— Будет создано значительное количество новых рабочих мест, активизируется развитие малого и среднего бизнеса, повысится инвестиционная привлекательность региона, что, в свою очередь, приведет к росту внутренних и внешних инвестиций, развитию туризма и увеличению налоговых поступлений в местный и республиканский бюджет. Во-вторых, ожидаются улучшение качества жизни населения, повышение уровня образования и культурного досуга, формирование привлекательной среды для жизни и работы, что простимулирует возвращение молодежи и квалифицированных специалистов в регион. В-третьих, будет обеспечена модернизация транспортной, коммунальной, цифровой и социальной инфраструктуры, а также развитие современных общественно-сервисных объектов и комфортной городской среды, — утверждает мажилисмен. 

Это, по его мнению, «станет важным инструментом противодействия оттоку населения из сельских территорий и усилит устойчивость региона за счет укрепления человеческого капитала».

Но каким образом этот набор красивых фраз превратится в нечто действительно нужное региону и проживающему там населению? И, что немаловажно, редчайшей природе, неповторимому биоразнообразию и хрупкой экосистеме. О которых, кстати, в депутатском запросе не сказано ни слова. Хотя в первую очередь не помешало бы задуматься об этих трех составляющих — как не навредить своими рационализаторскими предложениями окружающей среде, да еще на особо охраняемой природной территории. Потому как даже глава государства настаивает на том, чтобы в стране уделяли должное внимание сохранению природного биоразнообразия. 

Однако у депутатов, кажется, совсем другое мнение. Потому как они все равно предлагают поручить профильным министерствам — культуры и информации, науки и высшего образования, туризма и спорта совместно с акиматом Павлодарской области проработать вопрос о присвоении райцентру Баянаул особого статуса.

Читайте в свежем номере: